04/06/23

Потомки пророка Мухаммеда: откуда они взялись в России

Пророк Мухаммед, основатель ислама, умер в Аравии в 632 году. Уже после его смерти халифы из клана Курайшитов завоевали Ближний Восток, положив начало распространению новой веры. Практически всюду, куда проникла мусульманская религия, расселились и потомки пророка Мухаммеда. Некоторые из них в наше время живут в России.

Потомки Мухаммеда

У пророка Мухаммеда было шестеро детей от его первой жены Хадиджи и сын Ибрагим от коптской наложницы Марийам. Но продолжательницей рода стала лишь его дочь Фатима, которая родила основателю ислама внуков. Они были сыновьями двоюродного брата Мухаммеда. Потомки сыновей Фатимы – Хусейна и Хасана – называются в мусульманском мире сейидами и шарифами соответственно. Религия предписывает уважительное отношение к ним независимо от их возраста.

Помимо уважения сейиды пользовались привилегиями в мусульманских государствах – они платили меньше налогов, имели право на помилование преступника, не подвергались телесным наказаниям. После удачных военных походов им передавали часть трофеев – так называемую сейидскую долю. Но для сейидов существовали и правила – они должны были строго соблюдать установления Корана и жениться лишь на добропорядочных мусульманках. Из рода Мухаммеда вышло много имамов и шейхов. Но сейиды всё же не стали полноценной исламской «аристократией». Отчасти это произошло из-за сильного разветвления рода, поскольку титул сейида передавался не только по мужской, но и по женской линии. В результате сейидами могли считаться даже бедняки. Ситуация осложнялась тем, что далеко не все, кто называл себя сейидами, действительно были ими. К роду пророка «приписало» себя множество самозванцев, поскольку документально проверить их притязания было сложно. И даже письменные генеалогии легко фальсифицировались. Поэтому не все мусульманские правители признавали сам институт сейидства.

Сегодня, по некоторым оценкам, достоверно к роду Мухаммеда относится лишь несколько десятков человек. Любопытно, что к сейидам официально причисляют себя претенденты на российский трон – великая княгиня Мария Владимировна Романова и её сын Георгий Михайлович. Согласно заявлению канцелярии великой княгини, потомками пророка они являются через мать Марии Владимировны – Леониду Георгиевну, наследницу грузинского царского рода Багратионов.

История сейидов в Поволжье

В Средние века исламизации подверглись многие территории современной России. Из более древних мусульманских государств на просторы Восточной Европы переселялись и сейиды, часто как активные проповедники ислама.

В Золотой Орде потомки Мухаммеда появились при Узбек-хане в XIV веке. Самого хана обратил в ислам суфийский учитель Саййид-Ата, относившийся к тарикату Яссавия. Впоследствии в Казанском ханстве члены рода пророка занимали важные места при дворе. Ханы подтверждали статусы живших на Волге сейидов особыми ярлыками. Казанский хан Сахиб-Гирей в XVI веке распорядился о сейидах так:

«Пусть им ни с чьей стороны не причиняется вред и ущерб. Пребывая в покое, вечером и утром, на рассвете и на закате нам и нашему роду молитвы и благословения пусть воссылают».

Верховный сейид (он же накиб, «духовный князь») мог даже заменять казанского хана в правительственном собрании. Последним накибом был имам Кул Шариф, в честь которого названа главная мечеть Татарстана. К потомкам Мухаммеда причислял себя и Бахаутдин Ваисов, вдохновитель движения за восстановление Волжской Булгарии в начале XIX века.

Сейиды Кавказа

Добрались потомки Мухаммеда и до гор Кавказа. По данным историков Тимирлана Айтберова и Магомедсаида Исмаилова, в XIV веке в нагорном Дагестане распространилась практика сбора «сейидской доли» (хумус). В XVIII веке в городе Казикумух (ныне село Кумух Лакского района) проживало 90 потомков пророка, имевших соответствующие документы на арабском языке. Сами они по образу жизни были обычными горцами и говорили на лакском языке. Наряду с этим в городе появились и самозванцы, заявлявшие о сейидском происхождении, не имея на то прав – это были потомки слуг подлинных сейидов.

В период Кавказской войны сейиды пользовались влиянием в Имамате Шамиля. Одним из видных деятелей теократического государства стал шейх накшбандийского тариката (суфийского мистического братства) Джамалудин из казикумухского клана Батыровых. Всего же в Имамате проживало больше 70 семей потомков Мухаммеда. Сбором сейидской доли занимались поверенные сейидов – вакили. Некоторые из них, опять же встав на путь самозванства, начали присваивать себе собранное. Об этих лже-сейидах рассказывал сам имам Шамиль, уже находясь в ссылке в Калуге.

Сейиды сегодня

В период гонений на религию в СССР институт сейидства сохранялся главным образом в форме семейных преданий. В наше время всё больше людей на постсоветском пространстве заявляют о себе как о сейидах. Некоторые из них пользуются авторитетом в местных мусульманских общинах, хотя не все признают их притязания.

Часть потомков пророка переехала в Россию из Средней Азии, где сейидская традиция имеет более прочные корни (там родственников Мухаммеда называют ишанами). Например, в Якутске в 2006 году, по данным сайта Islam News, проживало трое сейидов – все они были обычными строителями из Таджикистана.

Для некоторых жителей России генеалогическая связь с родом Мухаммеда становится неожиданностью. Например, в 2011 году СМИ сообщили об открытии одной из жительниц города Касимова Рязанской области. В этих местах некогда находилось так называемое Касимовское ханство – вассал Московского государства. К потомкам касимовских татар относила себя и Фатима Тугеева. Но оказалось, что в ней течёт и арабская кровь – в родословной, которую Фатима получила в наследство от бабушки, одна из линий семьи выводилась от Мухаммеда.