Большинство русских фамилий сформировалось из отчеств. Их основная задача заключалась в том, чтобы ответить на вопросы «чей» или «чья» (например, Никитин — сын Никиты, Петрова — дочь Петра). Поэтому установить, носители каких фамилий являются потомками самых древних русичей, не так-то просто.
Историки в ходе многочисленных исследований пришли к выводу, что фамилии на Руси впервые появились у тех, кто проживал в Великом Новгороде и на новгородских территориях (от Балтики до Урала). Так, о наличии фамилий свидетельствуют древние документы. В летописи от 1240 года перечисляются имена новгородцев, погибших в ходе Невской битвы: «Костянтинъ Луготиниць, Гурята Пинещиничь». Также в летописи, но уже от 1268 года, встречаются имена новгородцев «Твердислава Чермного, Никифора Радятинича, Твердислава Моисиевича, Михаила Кривцевича, Бориса Илдятинича… Василя Воиборзовича, Жирослава Дорогомиловича, Поромана Подвоиского». Да, с современными фамилиями общего мало… Не трудно догадаться, что «приставка» к имени образовывалась в каких-то случаях от отчества, от места жительства или рода занятий.
Кстати, нередко фамилией и вовсе становилось прозвище человека. Ещё одна тенденция — «придумывать» так называемые «плохие» фамилии. Наши предки были уверены, что если младенца «наградить» негативным прозвищем, то это в будущем оградит его от многих проблем. Так появились Некрасов (Некрас), Дурнев, Дуров (Дур), Чертанов (Чёрт).
Представители зажиточных слоёв населения были менее подвержены суевериям. Но фамилии им были необходимы тоже. Поэтому они стали брать себе «добавления» к имени, связанные с территориями, которыми владели. Впоследствии такие фамилии (Шуйский, Воротынский, Оболенский, Вяземский, Ростовский) переходили по наследству детям. С годами потомки могли уже не иметь никакого отношения к тому или иному уезду, который «наградил» человека фамилией, но это не мешало им именоваться Вяземскими, Шуйскими и так далее.
Настоящий «фамильный бум» начался в Российской империи после отмены крепостного права в 1861 году. Тогда у крестьян, ставших свободными людьми, тоже начали появляться фамилии. Но всё же окончательно процесс закрепления этого дополнения к имени и отчеству завершился в годы советской власти. Руководители СССР желали точно знать, сколько Ивановых, Петровых или Сидоровых проживает в молодом государстве.