18/02/23
ФОТО: Олег Булдаков/ИТАР-ТАСС

Пожар на Останкинской башне: что спасло от падения конструкции

27 и 28 августа 2000 года в российской столице произошла одна из крупнейших техногенных катастроф — пожар на Останкинской телебашне. Огромное сооружение, способное выдерживать сильнейшие ураганы, тогда оказалось под угрозой обрушения. К счастью, все обошлось…

Причины возгорания

Когда телебашня только строилась, ее вещательные мощности были рассчитаны на довольно слабый телевизионный сигнал. В 1990-х же количество телекомпаний существенно увеличилось. Соответственно, и сигнал стал более сильным. Это привело к тому, что кабели и фидеры, проложенные внутри башни, стали подвергаться повышенным нагрузкам. При этом, они сильно нагревались. Об этом было известно, ведь повышенное выделение тепла при перегрузках зафиксировали еще на испытаниях. Но, видимо, понадеялись на обычный русский авось.

Ложный вызов

Незадолго до аварии одна из телекомпаний смонтировала на башне усилитель, который и вызвал перегрев. Возгорание заметили даже не работники телебашни, а жительница одного из соседних домов и позвонила в пожарную охрану. Но диспетчер ей не поверил и предупредил об ответственности за ложный вызов. Поскольку женщина продолжила настаивать на своем, на место возгорания все же был направлен наряд.

«Седьмое небо»

Этот день был выходным, поэтому в ресторане «Седьмое небо» находилось множество посетителей. К счастью, их удалось вовремя эвакуировать. Казалось, что и вовсе обойдется без жертв, но пожар продолжал свирепствовать, охватывая новые и новые этажи. Скоро белый дым сменился оранжевым и черным — начали плавиться металлоконструкции и тросы, удерживающие элементы башни. Пострадали и тросы лифтов, в одном из которых находилось трое спасателей — все они погибли.

С запасом

На следующее утро справиться с пожаром все еще не удавалось. При этом сама башня изрядно наклонилась. Лопнуло более сотни тросов, удерживавших конструкцию, и она была буквально на грани обрушения. Как рассказывал представитель МЧС Леонид Коротчик, все элементы башни испытывали тогда страшные перегрузки, но выдержали, хотя по расчетам и не должны были. Надо отдать должное советским инженерам, которые заложили в сооружение явно излишний запас прочности, впрочем, оказавшийся не столь излишним.

Кроме того, стоит упомянуть и особую конструкцию телебашни — на ее верхнюю часть приходится всего около трети веса, а расположена она так, что даже при самых больших отклонениях не выходит за площадь опор. Чтобы башня упала, отклонение ее верха от центра должно составлять 11 метров, в то время как при пожаре было не больше двух.