05/09/19

Правда ли, что уничтожение Линии Сталина привело к катастрофе 1941 года

В киноэпопее «Блокада» есть эпизод, где немецкие танки, продвигаясь на восток, останавливаются, и танкист докладывает: «Здесь у русских начинается Линия Сталина». На что офицер ему отвечает: «Глупости, русские её давно демонтировали». Танки идут вперед встречают советские ДОТы, и зритель понимает, что Линию Сталина никто не «демонтировал».

Кто же разрушил Линию Сталина?

В одной из книг широко известного автора Суворова-Резуна есть глава под названием «Зачем Сталин уничтожил Линию Сталина?». В этой главе автор красочно (хоть и совершенно неграмотно) описывает огромную мощь советских укрепленных районов, а затем не менее красочно описывает, как их разрушали и зачем.

Фантазии Резуна появились не на пустом месте. В послевоенных исторических трудах и мемуарах, неоднократно высказывалась мысль, что если бы Линию Сталина не разрушили, то немцы не дошли до Москвы и Ленинграда, во всяком случае, так быстро. Информация о разрушении ДОТов Линии Сталина служила хорошим и понятным объяснением причины поражений. Причём виноватым был сам Сталин, якобы отдавший приказ уничтожить линию укреплений, названную его именем. Кстати, название «Линия Сталина» в СССР никогда до войны не использовалось, оно вообще появилось на западе.

Однако, реальное положение дел, кардинально отличалось от описываемого.

Во-первых, мощь укрепленных районов была существенно преувеличена, а сравнение с французской Линией Мажино или бельгийскими укреплениями, не выдерживает никакой критики.

Изначально было построено 13 укрепрайонов. Подавляющее большинство укреплений в них представляли простейшие одно- реже двухамбразурные ДОТы с пулеметным вооружением, предназначенные для фронтального огня. Количество артиллерийских ДОТов не превышало 10%. Глубина обороны была небольшой, интервалы между укрепленями слишком велики.

Как показала проведенная в 1938-1939 годах инспекция, укрепленные районы оказались совершенно небоеспособны. Планы по строительству не выполнены, а построенные сооружения не соответствовали требованиям. Артиллерийскими орудиями они были обеспечены лишь на треть, причем почти всё это были артиллерийские системы 1877-1895 годов, взятые со складов после долгого хранения. Не лучше обстояло дело и с пулеметным вооружением, среди которого был очень высокий процент иностранных образцов.

Тогда было принято решение срочно ликвидировать недостатки и начать строительство ещё восьми новых укрепрайонов. Причем в новых УРах процент артиллерийских сооружений должен был уже составлять 20-30%.

Однако, вскоре началось строительство оборонительных сооружений на новой границе, известных как Линия Молотова, которые потребовали значительных ресурсов. Поэтому планы по усилению Линии Сталина не были реализованы.

Михаил Свирин в статье «Зачем Сталин уничтожил Линию Сталина?» ещё в 1997 году привел массу фактов вопиющей неготовности большей части объектов укрепрайонов. Он же сообщает и полном отсутствии данных о каком-либо уничтожении укреплений на Линии Сталина или её разоружении. Укрепрайоны просто не были достроены. Причины тому были как объективные: слабые возможности промышленности, так и субъективные, проще говоря, обычная бесхозяйственность.

Таким образом все споры о причинах уничтожения Линии Сталина изначально бессмысленны, так как никто её не уничтожал. Её просто не построили.

Могла бы Линия Сталина остановить немецкое наступление?

Концепция строительства мощных оборонительных приграничных укреплений была широко распространена после Первой Мировой войны. Свои укрепленные линии строили во Франции, Германии, Бельгии, Греции, Чехословакии, Финляндии.

Справедливости ради надо заметить, что французская Линия Мажино также была построена лишь на 50% от первоначального замысла. Но Линия Сталина на фоне французских укреплений даже по замыслу выглядит слишком бледно .

Военные теоретики считали, что комплекс укрепрайонов сможет помешать внезапному удару и даст возможность развернуть армии мирного времени. В СССР задачи и назначение укрепленных районов были сформулированы в Уставе РККА, в разработке которого приняли участие такие специалисты как М. Д. Карбышев, Г.С. Иссерсон.

Конечно, вопрос о том, смогла бы сдержать немецкое наступление Линия Сталина, будь она построена в полном соответствии с планами носит сугубо теоретический характер. Однако можно с большой долей уверенности сказать, что решающей роли укрепрайоны сыграть не смогли бы.

Для этого достаточно рассмотреть реальные боевые действия, как в Великой Отечественной войне, так и бои на Линии Мажино в 1940 году.

В отдельных случаях советские укрепрайоны держали оборону несколько дней, но только при условии их наполнения полевыми войсками. Таковыми в первую очередь являлись Остропольский, Летичевский и Могилев-Ямпольский УРы.

Однако, немецкие части обошли эти УРЫ и дальнейшему наступлению танковых групп они уже не мешали. Поэтому, хоть и есть многочисленные примеры сопротивления гарнизонов отдельных ДОТов на Линии Молотова и Линии Сталина, их действия никакого влияния на общую оперативную, и тем более, стратегическую обстановку не оказали.

Кроме того, даже при фронтальном наступлении укрепленные районы не сопротивлялись долго. Как показал опыт боев на Линии Сталина и Линии Мажино, прорыва Красногвардейского УРа под Ленинградом, Вермахт, хоть и с усилиями, но прорывал оборону. Использование артиллерии большой и особой мощности, инженерных войск и, самое главное, авиации, позволяло уничтожать ДОТы или блокировать их. Даже самые совершенные французские и бельгийские форты с их бронированными скрывающимися орудийными башнями, легко выводились из строя огнём прямой наводкой. Танки легко проходили в интервалах между мощнейшими фортами. А что касается авиации, то о ней при создании укрепрайонов во всех странах как-то... забыли. Считалось, что гарнизоны укреплений защищены от авиационных ударов железобетоном. Однако это оказалось ошибкой, и примером тому может служить Кингисепский УР, при прорыве которого решающую роль сыграла именно авиация.

В целом можно смело констатировать, что укрепленные районы в период Второй Мировой войны уже не могли претендовать на самостоятельную роль, но могли составлять костяк обороны полевых войск. И только в этом качестве их и стоит рассматривать.

И могли ли бы или нет остановить вермахт на Линии Сталина в 1941 году зависит не столько от самих укреплений и их количества, сколько от общих действий всех сил РККА.