20/03/19

Правда ли, что в Великую Отечественную войну войска на передовой могли по несколько дней не кормить

Правда ли, что в Великую Отечественную войну солдат могли не кормить по несколько дней? Про любую войну всегда ходит много разных мифов, и Великая Отечественная война в этом плане не исключение. Мифы можно разделить на две группы. Первая — это попытки советских политиков оправдать неудачи Красной Армии или доказать свою личную значительную роль в победе над врагом. Сейчас опубликовано достаточно документов, чтобы интересующиеся могли докопаться до  правды.

Вторую группу мифов можно условно назвать «антисоветскими». В них рассказывается о бездарности руководства, неспособности Красной Армии воевать и пр. Появились эти высказывания не в девяностые годы, они существовали во время самой войны и, конечно, после нее.

Есть известное утверждение о том, что части Красной Армии шли в атаку, имея одну винтовку на двоих, троих, а то и более человек. Несмотря на несуразность подобных утверждений, авторы умудряются даже приводить некие документальные факты.

Например, есть донесения об отправке частей на передовую с некомплектом вооружения. Но никто никогда не сообщал, что эти части в атаку шли без оружия. Просто они его получали несколько позже. Есть данные и в немецких документах, когда им встречались советские части, в которых винтовок было мало. Но при внимательном изучении материалов выясняется, что, речь идет о железнодорожном батальоне, в котором винтовки положены далеко не всем.

Есть также немало рассказов про то, что советские части по несколько дней не кормили и красноармейцы массово помирали от голода. И в подтверждение этого приводят реальные документы, от отчетов и справок до личных писем красноармейцев. Причем порой делаются даже далеко идущие выводы о сознательности данных действий: дескать, зачем кормить, если все равно на убой?

Выглядят подобные утверждения крайне нелепо. В любой армии мира есть один общий закон: «Накормить бойцов так же важно, как дать им оружие». А отечественную поговорку: «Война войной, а обед по расписанию» знают даже те, кто не служил. Кстати, поговорка эта появилась еще во времена Суворова или даже раньше.

Поэтому личный состав кормили всегда хорошо. Порой даже лучше, чем это было возможно. Сразу вспоминается роман Н. Чуковского «Балтийское небо», когда в условиях блокады летчиков кормили по всем положенным нормам. И как было морально тяжело есть досыта, когда совсем рядом от голода умирали дети. Как военнослужащие всех званий, оказавшись в городе, при первой возможности делились с жителями пищей. Таких историй много, потому что есть немало людей, которым подаренная незнакомым солдатом буханка хлеба и банка консервов помогла выжить. Например, матери автора этих строк.

Но встречаются документы, в которых говорится о том, что военнослужащие каких-то частей и подразделений не получали пищу длительный срок, есть. Чтобы понять, о чем идет речь, надо эти документы изучить. Факты, когда бойцы по несколько дней не получали пищу, имели место на Ленинградском, Калининском и Западном фронтах в 1941 году. Похожая ситуация сложилась на Сталинградском фронте осенью 1942 года. Существует Докладная записка Особого Отдела НКВД Сталинградского фронта «О недочетах в существующей системе продовольственного снабжения войск действующей армии» от 27 октября 1942 года.

В этом и других подобных документах сообщается о том, что в октябре части и целые соединения фронта систематически не получали питания, иногда по несколько дней. Упоминается, что военнослужащие этих частей замечены за выпрашиванием продуктов у местного населения. Приводится несколько писем красноармейцев домой, в которых содержатся жалобы: «...Нахожусь в очень плохом положении. Вот уже 3 дня, как я не кушал...», «...Нас здесь не кормят, погибнешь не от пули, а от голода...».

Подробно разбираются и причины подобных нарушений. Действительно, бойцы  Сталинградского фронта в октябре находились в сложном положении. Для предстоящего наступления было переброшено много войск, причем на территорию, на которой не было не то что складов с продовольствием, но не было вообще населенных пунктов и дорог. Не было ничего, кроме степи и снега. В сложнейшей обстановке, когда войска совершали многокилометровые марши по незнакомой местности, количество различных нестыковок было невероятно велико. Дивизии теряли в степи по несколько своих батальонов, тылы безнадежно отставали. Система снабжения, существовавшая в армии, в этой ситуации не сработала. Было немало примеров, когда части не могли получить питание, поскольку рядом с ними оказались чужие тыловые подразделения. А свои тылы были за много километров и тоже не могли накормить кого-то.

Во этом случае говорить о злом умысле точно не приходится. Тем более что по итогам проверок были приняты меры, позволявшие избегать подобных ситуаций впредь. В частности была введена система, по которой войска могли получить питание с любого ближайшего склада. Всех виновных НКВД наказало по законам военного времени.

Изучение документов доказывает, что если и были случаи, когда целые части и соединения оказывались без еды, то это относится к ситуациям, которые на войне предусмотреть нельзя. И важнее в данных примерах то, что командование остро реагировало на такие случаи и принимало меры.