Во второй половине прошлого столетия мир оказался на пороге ядерной войны. В этих условиях перед советскими конструкторами была поставлена непростая задача – создать боевую машину, которая могла бы достигать целей даже в условиях применения оружия массового поражения. В 1959 году разработчики представили «Объект 279», прозванный «танком апокалипсиса».
Война по новым правилам
После окончания Второй мировой войны Советский Союз обладал мощнейшей сухопутной армией в мире, часть которой (до полумиллиона солдат и офицеров) дислоцировалась в Восточной Германии. В Москве готовились к тому, что в любой момент Холодная война может перерасти в вооружённый конфликт, а поэтому требовалось действовать решительно и стремительно.
Согласно разработанному плану, после начала боевых действий советские войска ударом бронетанковых частей должны были прорвать оборону НАТО, выйти на оперативный простор и, спустя некоторое время, дойти до Атлантического океана. Ядерное оружие стратеги-коммунисты считали важным, но не решающим фактором.
Но в таких условиях рассчитывать на обычные танки не приходилось. Нужна была особенная машина, которая могла защитить экипаж от радиоактивного излучения, без труда преодолевать любые препятствия на испещрëнной ямами и воронками от снарядов местности и обладать мощным вооружением.
В единственном экземпляре
За создание уникальной боевой машины взялись специалисты конструкторского бюро Кировского завода. Опытный образец получил название «Объект 279» и был представлен в 1959 году.
Танк имел необычный внешний вид: слегка приплюснутый корпус (такая форма препятствовала переворачиванию машины ударной волной от ядерного взрыва), оригинальная ходовая часть с четырьмя гусеницами по две с каждой стороны (позволяла преодолевать сложные препятствия, в том числе затопленные участки с глубиной до 1,2 м, и развивать скорость до 55 км/ч). Внутри размещались командир, наводчик, заряжающий и механик.
На некоторых участках толщина брони достигала 319 миллиметров, что позволяло машине выдержать попадание бронебойного 122-миллиметрового снаряда. При этом вес танка не превышал 60 тонн.
Поражало и вооружение. «Танк апокалипсиса» оснастили 130-миллиметровым стволом со скорострельностью до пяти выстрелов в минуту, комплексом ночного видения, оптическим дальномером, инфракрасным прожектором и 14,5-миллиметровым пулемётом на башне.
Ещё одна «фишка» – система радиационной защиты. Внутри создавалось избыточное давление, исключавшее проникновение внутрь радиоактивных частиц.
Но серийное производство новаторской машины так и не началось. Сложности в эксплуатации и ремонте стали роковыми для «Объекта 279». Всё же окончательный вердикт вынес в июле 1960 года Никита Хрущёв. В свойственной ему волюнтаристской манере он категорически запретил выпускать танки массой свыше 37 тонн.
В результате единственный экземпляр необычного танка оказался в Бронетанковом музее в подмосковной Кубинке. Там он хранится до сих пор.