Россия после долгих лет забвения решила возрождать традицию строительства авианесущих кораблей. Одним из них должен стать атомный авианосец проекта «Ламантин», который прочат в конкуренты флагману американского флота новейшему атомному авианосцу Gerald R. Ford.
«Оружие империализма»
Дискуссии о целесообразности постройки авианесущих судов в России ведутся с начала 2000-х годов, когда отечественный ОПК начал прочно вставать на ноги. Однако дальше публичных заявлений представителей ВМФ и предварительных проектов дело не заходило. Сама история с авианосцами в нашей стране складывалась непросто.
Еще в 1953 году военно-морской министр СССР Николай Кузнецов высказывался за создание авианосцев. Он даже утвердил проект легкого авианосца (проект 85). Планировалась постройка по меньшей мере 8 подобных кораблей, первый из которых должен был быть спущен на воду уже в 1960 году. Однако в 1955 году флотоводец попал в опалу и был смещен со своего поста, а его преемник адмирал Сергей Горшков не разделял амбициозных идей предшественника.
Опыт использования авианосцев Соединенными Штатами Америки в Корейском (1950-1953) и Вьетнамском (1964-1975) военных конфликтах, где они выступали в роли плавучих баз и не участвовали в морских сражениях, не убедил руководство ВМФ СССР в целесообразности их постройки. Признав авианосцы «оружием империализма», советские флотоводцы сделали ставку на крейсера и подводные лодки.
Однако уже в конце 1950-х годов возникла необходимость противостоять американским подводным ракетоносцам, оснащенным баллистическими ракетами «Поларис» с дальностью 2000 км, на большом удалении от берега. Так появились противолодочные крейсера типа «Москва» проекта 1123, на борту которых размещались четырнадцать вертолетов Ка-25.
Впрочем, полноценную поддержку с воздуха военно-морских операций вертолетная авиация обеспечить не могла, и тогда ей на смену пришли корабли нового поколения – тяжелые авианесущие крейсера (ТАВКР) проекта 1143 «Кречет», рассчитанные на базирование истребителей вертикального взлета и посадки. С середины 1970-х по середину 1980-х годов было введено в эксплуатацию 4 таких корабля – «Киев», «Минск», «Новороссийск» и «Баку».
Позднее проект 1143 был дополнен еще тремя судами, которые предполагали горизонтальный взлет и посадку самолетов. Новые крейсеры, ставшие модернизированными вариантами предыдущих моделей, имели увеличенную взлетно-посадочную часть палубы и трамплин для взлета самолетов. Это «Адмирал Кузнецов», «Варяг» и «Ульяновск». Последний, правда, так и не был достроен.
Ответим «Штормом»
Безоговорочными лидерами по числу авианосцев являются Соединенные Штаты Америки. За всю историю ВМС США воды мирового океана бороздили 80 авианосцев, на сегодняшний день в строю находятся 11 кораблей такого класса. ВМФ России представлен всего одним сопоставимым по классу кораблем – авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов». Отставание России в авианосном компоненте объяснимо: наша страна исповедует оборонительную военную доктрину, а авианосцы, как наступательное вооружение, являются неотъемлемой составляющей политики доминирования, которой придерживаются Соединенные Штаты.
И тем не менее, в последние годы представители военно-морского ведомства РФ дают понять, что и наша страна собирается делать ставку на авианосные соединения. Так, в 2015 году на суд общественности был представлен проект авианосца «Шторм» (проект 23000), а четыре года спустя посетители выставки Армия-2019 лицезрели сразу три авианесущих корабля, являвшихся модификациями «Шторма».
Проектированием многоцелевого тяжелого авианосца «Шторм» занимался Крыловский государственный научный центр (КГНЦ). Предположительные параметры этого гиганта таковы: водоизмещение 100 тысяч тонн, длина – 330 метров, ширина – 40 метров, осадка – 11 метров. Расчетная максимальная скорость проектируемого судна – 30 узлов в час (около 55 км/ч).
На авианосце планируют разместить до 90 палубных самолетов и вертолетов, при этом авиационный боезапас «Шторма» может составить 2500-3000 тонн. По своим проектным характеристикам «Шторм» вполне сопоставим с американским авианосцем последнего поколения «Джеральд Форд», вступившим в строй в 2017 году.
Как заявил директор КГНЦ Валерий Поляков, корабль сможет выполнять самые разные задачи в отделенной от российских берегов океанской зоне: удары по наземным и морским целям, как при помощи бортовой авиагруппы, так и собственными ракетами, противовоздушная оборона, поддержка десантных операций, а также контроль и координация действий авианосного соединения.
С момента представления авианосца «Шторм» прошло четыре года, и пока никаких подвижек в реализации проекта не наблюдается. Многие опасаются, что он так и останется амбициозным и пафосным концептом. Впрочем, военные заявляют, что начало реализации проекта 2300 следует ждать не ранее 2025 года. Само строительство может затянуться на 8-9 лет. Его предварительная стоимость оценивается в 350 млрд рублей.
Для взыскательного заказчика
Еще не утихли дискуссии вокруг «Шторма», как на проходившем в Санкт-Петербурге Международном военно-морском салоне МВМС-2019 был представлен очередной проект – авианосец «Ламантин» (проект 11430), разработанный Невским проектно-конструкторским бюро (НПКБ).
Военные эксперты полагают, что «Ламантин» рассматривается как более бюджетная альтернатива проекту 23000. Проектные характеристики «Ламантина» следующие: водоизмещение – 90 тысяч тонн, длина – 350 метров, скорость – 30 узлов, автономность плавания – почти 120 суток. Ориентировочный срок службы авианосца – 50 лет.
Авиакрыло «Ламантина» будет представлено 60 летательными аппаратами, включая тяжелые истребители и самолеты дальнего радиолокационного обнаружения. Авиационный боезапас ориентировочно составит от 1600 до 2000 тонн. Корабль будет оснащен ядерной силовой установкой, двумя электромагнитными катапультами, четырьмя аэрофинишерами и уже традиционным трамплином. Область применения разрабатываемого корабля будет точно такой, как и у «Шторма».
«Ламантин», как и «Шторм» будут полноценными авианосцами. Оба проекта подразумевают создание в том числе и экспортных образцов. По словам начальника сектора проектного отдела КГНЦ Алексея Лициса, оба проекта смогут удовлетворить запросы самых взыскательных заказчиков, как за рубежом, так и внутри страны. Но очевидно, что более дешевый «Ламантин» в коммерческом плане будет иметь определенные преимущества.
Быть или не быть?
Проект 11430 «Ламантин» по своим ТТХ на порядок превосходит имеющийся в распоряжении ВМФ России тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) Адмирал Кузнецов, спроектированный тем же Невским ПКБ. Его часто сравнивают с другим детищем «невцев» – недостроенным ТАВРК «Ульяновск» и неслучайно, так как «Ламантин» во многом повторяет конструктивные особенности последнего.
Ряд отечественных экспертов проводят сравнение между проектом 11430 и американскими авианосцами типа «Нимиц», которые сегодня эксплуатируются ВМС США. За океаном не склонны проводить подобные параллели, заявляя, что российский проект заметно уступает современным американским авианосцам. И уж никак «Ламантин», по словам американских военных, нельзя сравнивать с напичканным новейшим оборудованием атомным авианосцем «Джеральд Форд», чья стоимость переваливает за 17 млрд. долларов.
Между тем в России больше озабочены тем, как довести проект «Ламантин» до логического завершения. Инженер-конструктор НПКБ Александр Топориков, ориентируясь на опыт постройки советских кораблей класса ТАВКР, предполагает, что до стадии закладки корабля придется подождать 3-4 года. Однако нужно не забывать, что в распоряжении советской оборонной промышленности был мощнейший судостроительный комплекс в Николаеве, современная Россия не может похвастаться чем-то подобным.
Скептики затевают дискуссию о том, нужны ли вообще России авианосцы, учитывая слабости российского бюджета: по самым скромным подсчетам корабль типа «Ламантин» обойдется казне в 5 млрд. долларов. Даже принимая во внимание самые разнообразные схемы внебюджетного финансирования, головной болью для ВМФ станут расходы по эксплуатации авианосца.
И все же в военном ведомстве уверены в необходимости постройки атомных авианосцев, а значит и средства на их содержание найдутся. В ближайших планах строительство двух авианосцев – одного для Тихоокеанского флота, другого для Северного. Строительство может развернуться либо на верфи ПО «Севмаш» (Северодвинск), либо на базе нового ЦС «Звездочка» (Большой Камень).