06/02/20

Kак нацисты превращали советских детей в «арийцев»

В нацистской Германии действовала организация «Лебенсборн», которую после войны назвали «фабрикой детей Гиммлера». Главной целью «Лебенсборна» с девизом: «Подарите фюреру ребенка» было выращивание и воспитание «расово чистых» мальчиков, которые в будущем примут участие в завоевании и заселении новых земель для Германской империи. После нападения Гитлера на СССР для арийского перевоспитания с территории России, Украины, Белоруссии вывезли десятки тысяч детей, которые после победы на Родину не вернулись.

Фабрика младенцев

В начале 30-х годов ХХ века из-за социальной нестабильности и экономического кризиса в Германии началось резкое падение рождаемости, связанное с огромным количеством абортов. Для решения проблемы в 1935 году по указанию главы СС Генриха Гиммлера была создана организация «Лебенсборн», что переводится как «Источник жизни». Часть женщин принимала участие в программе по идейным соображениям. Они добровольно селились в комфортабельные приюты, где беременели от членов СС и рожали детей, находящихся под полным попечительством рейха. Особенно активно привлекали норвежек, которых нацисты считали «истинными арийками».

Женщинам, давшим жизнь четырем и более детям, вручался материнский крест и серебряный подсвечник с гравировкой. Если у плода наблюдались отклонения, то делался обязательный аборт. Через несколько недель после родов ребенка забирали для дальнейшей передачи в приемную семью. К 1938 году под программой Гиммлера в Германии родилось 8000, а в Норвегии 12 тыс. детей. Также в программу принимались младенцы, рожденные вне брака, однако родители должны представить справки о расовой чистоте, отсутствии генетических заболеваний и судимостей.

Новые немцы

С 1940 года к программе стали подключать завоеванные территории. Приюты открывались в Дании, Франции, Люксембурге и других европейских странах. Согласно исследованиям польского историка Тадеуша Малицкого, с 1941 года рейх приступил к онемечиванию детей из славянских народов. Малышей с голубыми глазами и светлыми волосами изымали из Польши, Чехии, Югославии, часто это были дети партизан, чьих родителей нацисты ранее убили.

На допросе в Нюрнберге руководитель организации, штандартенфюрер СС Макс Золльман утверждал, что 50 тыс. детей были вывезены для перевоспитания из СССР. Согласно исследованию профессора Хайнца Вирста из Дрезденского университета, только за август-сентябрь из России вывезли более 10 тыс. детей. Чаще всего «расово верных» воспитуемых набирали из Пскова, Новгорода, Брянска, Смоленска и особенно Крыма. Брали детей партизан, сирот и просто отловленных на улицах.

Из славян в германцев

Для славянских детей, попавших в приюты «Лебенсборна», перевоспитание начиналось с ритуала получения нового германского имени. В окружении факелов, свастик и портретов Гитлера ребенка брал на руки офицер СС, который произносил клятву и нарекал младенца древнегерманскими именами — Зигфрид, Аделалф, Этельвольф и другие. Данные о рождении детей менялись и их регистрировали как сирот, чьи родители погибли в битве за фюрера и великую Германию.

Например, тысячи детей русских детей из Полоцка, которых привезли в приют возле польского города Лодзь, записали как рожденных в Бреслау. Младенцев после регистрации передавали в семьи служащих СС, а детей старшего возраста учили немецкому языку и обрабатывали нацисткой пропагандой. Чешский историк Франтишек Колин выяснил, что после 3—4-месячного курса германизации ребенка передавали в немецкие семьи. Условия содержания будущих «арийцев» регулярно проверялось инспекторами и докторами из структуры «Лебенсборна». Больше всего русских детей оказалось в Берлине, Дрездене и Познани.

Судьба детей

Зимой 1945 года приюты стали перемещать на Запад и после окончания войны большая часть славянских детей оказалась в американской зоне оккупации. Американская исследовательница, Линн Николас, в своей книге «Дети Европы в паутине нацистов» писала, что в 1947-м следователи армии США, общаясь с детьми, сделали вывод, что: «Одни малыши, забывшие свой язык, считали себя немцами и боялись уезжать, привыкнув к приёмным родителям. Другие были запуганы "германизацией", «Лебенсборн» вбил им в голову, что на этом свете лучше быть арийцем. Самые маленькие не помнили своего прошлого».

В розыске числилось 13 517 детей из СССР и Польши, однако это цифра выведена на основе всего 10%, попавших в распоряжение следствия архивов «Лебенсборна». Линн Николас считала, что таких детей в Европе сотни тысяч. Профессор Хайнц Вирст считает, что в Россию вернулось не более 3% украденных детей.