Фото: КБ «Малахит»

Проект «Пилигрим»: каким будет уникальный российский подводный супертанкер

Работа над этим российским атомным подводным газовозом в санкт-петербургском морском бюро машиностроения «Малахит» началась более двух лет назад. Впервые детали амбициозного и дорогостоящего проекта конструкторы озвучили в 2019 году.

Мощность будущего газовоза

На крупнейшей в Восточной Европе гражданской морской выставке «Нева-2019», прошедшей в северной столице России в сентябре 2019 года, представители Объединенной судостроительной корпорации рассказали изданию sudostroenie.info о подробностях проекта «Пилигрим». Проектируемая длина этого атомного подводного газовоза – 360 м, ширина 70 м, осадка 12 м. Предполагается, что данный транспорт будет в состоянии перевозить до 180 тысяч тонн сжиженного природного газа на скорости немногим более 30 км/ч.

Одним из преимуществ такого газовоза считается его перспективная способность преодолевать ледовые районы под водой, вследствие чего конструкция корпуса «Пилигрима» не потребует усиления, необходимого ледоколам. Энергоустановка супертанкера состоит из трех водо-водяных ядерных реакторов «РИТМ-200», а столько же 30-мегаваттных гребных электродвигателей и восемь вспомогательных водометных движителей составляют основу пропульсивного комплекса газовоза.

Зачем он нужен

По словам начальника сектора перспективного проектирования КБ «Малахит» Дмитрия Сидоренкова, реализация данного проекта напрямую связана с ростом добычи сжиженного природного газа (СПГ), прогнозируемым на ближайшие годы. Ледокольная проводка, необходимая в зимнюю навигацию даже самым мощным современным надводным газовозам, существенно увеличивает цену транспортировки СПГ. Подводный газовоз, по мнению Сидоренкова, смог бы обеспечить сравнительно быструю доставку СПГ круглогодично, невзирая на климат и погодные условия, – от мест добычи газа до камчатских и магаданских баз.

Сидоренков отметил также, что подводный супертанкер сможет функционировать и как атомная субмарина, всплывая на поверхность и маневрируя при нахождении в порту и при погрузочных операциях. Отдельную инфраструктуру для «Пилигрима» создавать не нужно: его габариты аналогичны размерам крупных надводных газовозов.

Пока проект на стадии подготовки документации. Если будет принято решение о его постройке, то это можно будет осуществить только на северодвинском судостроительном комплексе «Севмаш» или на СК «Звезда» (Приморский край) – лишь на этих крупнейших в своей отрасли российских предприятиях есть соответствующие условия. Сидоренков считает, что таких супертанкеров России необходимо иметь не менее 5-8: объемы транспортировки СПГ, выдаваемого крупными арктическими месторождениями, по подсчетам ученых, должны возрасти уже через 3 года.

Стоимость постройки «Пилигрима» пока не называется, но уже сейчас ясно, что счет будет идти на миллиарды рублей.

«Безумная идея» не осуществилась

В феврале текущего года американский журнал The National Interest опубликовал статью, в которой с точки зрения западных экспертов объяснялось, почему Россия отказалась от идеи модернизировать советские атомные субмарины класса Akula под подводные газо- и нефтевозы. Эту идею американцы назвали безумной и привели несколько доводов, которыми, по их мнению, руководствовались русские, свернувшие работу по реализации данного проекта.

Он представлялся экономически неэффективным: надводный танкер способен транспортировать значительно больше нефти или СПГ, нежели переделанная Akula. Вторая, не менее важная, причина – возможная радиационная утечка при аварийной ситуации, что не менее опасно для экологической ситуации, чем разлив нефти или газа.

Неразрешимость данных проблем, полагает The National Interest, и сыграла решающую роль в том, что от этой идеи российским конструкторам пришлось отказаться.