15/02/22

Проект "Вирджиния": на что способна субмарина США, которую российский флот отогнал от Курил

12 февраля в российских территориальных водах случился довольно неприятный инцидент. Конечно, на повод для Третьей мировой он претендовать не может, но вызывает определенные опасения. Американская подводная лодка класса «Вирджиния», оказавшаяся у Курильских островов, была обнаружена российским фрегатом «Михаил Шапошников». Как и полагается по инструкции, моряки потребовали, чтобы субмарина всплыла. Однако сообщения на русском и английском языках были проигнорированы. В итоге фрегат был вынужден применить «специальные средства», после чего субмарина спешно покинула наши территориальные воды. Что же скрывается за кодовым названием Virginia и на что способна эта субмарина четвертого поколения?

Феррари среди судов

Создатели субмарины класса Virginia не скупятся на комплименты, когда рассказывают о своем детище. И действительно, в 1995 году перед конструкторами стояла действительно сложная задача. Поскольку изменился сам характер ведения боевых действий, новое судно должно было обладать рядом уникальных характеристик. Среди прочего, заказчики из ВМС США требовали, чтобы новый класс субмарин мог без проблем преодолевать мелководье, по нескольку дней находиться в неподвижном состоянии вне зависимости от подводных течений, а также получать максимально точные разведданные. Причем для разработчиков «Вирджинии» были поставлены очень сжатые временные рамки. Денег правительство тоже выделило меньше, чем на разработку субмарины класса «Морской волк», которая была принята на вооружение в 1989 году.

Столь суровые условия требовали от конструкторов нетривиального подхода. Поэтому было решено пойти на риск и впервые использовать для разработки конструкции субмарины трехмерное моделирование на компьютере, отказавшись от традиционных бумажных чертежей и создания деревянной модели будущего корабля. Любопытно, что ранее компьютерное моделирование применялось только для проектирования самолетов компании «Боинг».

Решение оправдало себя. Компьютеры сэкономили столь ценное время и деньги. Моделировать помещения для экипажа конструкторам «помогал» трехмерный персонаж по имени Эрго. Виртуальный подводник выполнял в каждом помещении определенный набор телодвижений, и если какая-то часть конструкции мешала, то фигура Эрго загоралась красным цветом, после чего разработчики вносили необходимые изменения.

Но после завершения проектирования, перед создателями субмарины встала новая задача. Обычная сварка не могла обеспечить полную надежность конструкции, а ведь субмарина должна была опускаться под воду на глубину до 250 метров. Здесь на помощь вновь пришли новые технологии. Специальную сверхпрочную сталь доверили сваривать роботам, а результат работы проверяли с помощью рентгеновских лучей.

Начинка и возможности

В 2003 году инновационная субмарина была спущена на воду и успешно прошла все испытания, несмотря на изрядную долю скепсиса со стороны некоторых экспертов. Современные системы полностью подтвердили свой потенциал. И на этом следует остановиться подробнее. Во-первых, «Вирджиния» стала первой в мире субмариной, которая не оснащена перископом. Вместо этого была оборудована специальная мачта с камерами и датчиками, подключенными к мониторам в комнате управления.

Также субмарина обладает множеством гидролокационным систем, расположенных в носовой части, по бокам и на корме (самой уязвимой точке любой подводной лодки). Эта особенность позволяет «Вирджинии» находить и уничтожать подводные мины, установленные на любой глубине, а также беспрепятственно перемещаться даже в условиях, когда до дна остается всего несколько метров.

Специальная компьютерная программа позволяет «Вирджинии» оставаться в неподвижном положении даже при сильном подводном течении. Поэтому из лодки в любой момент может высадиться десант боевых пловцов для выполнения особых задач на берегу.

Стоит отметить и вооружение субмарины. «Вирджиния» несет 12 ракет класса «Томагавк», которые позволяют уничтожать цели на расстоянии до 1,5 тысячи километров. Дополняют огневую мощь четыре торпедные трубы. Однако в случае, если вступать в бой по каким-то причинам нежелательно, субмарина может просто исчезнуть. Корпус судна покрыт особым звукоизолирующим слоем, что позволяет «Вирджинии» двигаться абсолютно бесшумно. Именно поэтому лодка может подходить на максимально близкое расстояние к потенциальному противнику и проводить подробную разведку. А атомный реактор установленный на борту и рассчитанный на 30 лет работы, позволяет субмарине проводить долгие месяцы, затаившись под водой.

И все же инцидент в наших территориальных водах красноречиво говорит о том, что даже у супероружия, напичканного современной электроникой, могут быть серьезные изъяны. Ведь российскому фрегату удалось не только обнаружить судно геополитического соперника, но и обратить ее в бегство. А это, в свою очередь, может дать очередной толчок для гонки вооружений между сверхдержавами.