25/03/22

Как мёртвый Ленин «отомстил» учёным, которые его бальзамировали

Как известно, Владимир Ильич Ленин умер в 1924 году. Однако кончина вождя оказалась лишь исходной точкой в череде смертей, последовавших после его ухода из жизни. В основном при загадочных обстоятельствах погибли многие из тех, кто так или иначе имел доступ к телу Ленина.

Леонид Красин

Одним из тех, кто имел доступ к телу Владимира Ленина, и кого постигла загадочная смерть, был нарком внешней торговли СССР Леонид Борисович Красин. Как отмечал Марк Алданов в своем труде «Ленин», Ильич называл Красина «магом и волшебником большевистской партии». Сам же нарком признавался в том, что верит в воскрешение мертвых, но, по его мнению, этой чести должны удостоиться только великие люди. Именно для того, чтобы в будущем благодаря научным достижениям Ленин получил вторую жизнь, Леонид Борисович и выступал за сохранение тела вождя.

Когда было принято решение о бальзамировании тела Ленина, именно Леониду Красину, а также профессорам Вейсброду и Розанову было поручено общее наблюдение за ходом работ. Всего через 2 года Красин, будучи полномочным представителем в Великобритании, отбыл в Лондон и назад уже не вернулся. Он скончался на следующий день после приезда в британскую столицу от паралича сердца. Согласно официальному диагнозу, как указано в издании «Леонид Красин» Семена Хромова, Красин страдал злокачественным малокровием и уже отошел от дел. Но возникает вопрос: зачем он тогда поехал в Лондон? К тому же резкое ухудшение здоровья наступило именно в конце ноября 1926 года. Да и тело Красина было кремировано в Англии.

Владимир Воробьев

Другой «жертвой» уже мертвого Владимира Ильича стал Владимир Петрович Воробьев. Юрий Лопухин, известный хирург, в своей книге «Болезнь, смерть и бальзамирование В. И. Ленина» называет Воробьева, наравне с Борисом Збарским, главным действующим лицом в процессе бальзамирования тела Ленина. Збарский не зря привлек к работе профессора кафедры анатомии Харьковского медицинского института Воробьева. Владимир Петрович практиковал определенный метод консервации фрагментов человеческих тел и считал, что его можно применять и для сохранения тел целиком. К тому же Воробьев, как и Збарский, числился в разряде «неблагонадежных». В 1918 году во время оккупации Харькова он дал заключение о том, что трупы мирных жителей – дело рук большевиков.

И Збарскому, и Воробьеву необходимо было «реабилитироваться» в глазах советской власти. И им это удалось: Ленин, по словам Дмитрия Ульянова, был как живой. Однако в 1937 году Владимир Воробьев скончался при загадочных обстоятельствах. Воробьев долгое время страдал заболеванием почки, которую решено было удалить. Операция проходила в Кремлевской больнице, поэтому сын Бориса Збарского в своих мемуарах «От России до России» высказывал предположение о том, что врачи, «по указанию свыше», способствовали смерти Воробьева. Официальной причиной кончины ученого, как указано в издании Аркадия Новоминского «Владимир Петрович Воробьев», был объявлен тот факт, что «подорванный организм не выдержал общего эфирного наркоза».

Арон Залкинд

Причины и обстоятельства смерти психолога и педагога Арона Борисовича Залкинда также до сих пор вызывают споры между историками. Залкинд тоже имел доступ к телу, а точнее к одному из органов, принадлежавших Владимиру Ильичу Ленину. Чаще всего при упоминании фамилии Залкинда перечисляются разработанные им «12 заповедей полового поведения революционного пролетариата». Однако профессор русской истории университета Западного Онтарио Д. Поспеловский обнаружил документ, автором которого являлся доктор Владимир Зернов, проживавший и практиковавший в Париже (Е. Н. Гусляров «Ленин в жизни»). Согласно документу, Залкинд уверял, что участвовал в исследовании мозга вождя и нашел признаки сифилитического процесса.

Возможно, именно результаты исследования мозга Ленина и стали поводом для  ликвидации Залкинда. По крайней мере, на это намекал Зернов. Дина Мазе, занимавшаяся переводами медицинской литературы, рассказывала, что во время научного конгресса, проходившего в Москве, она дала поручение французам разыскать Залкинда для того, чтобы дать ему какое-то поручение. Но французы Арона Борисовича так и не нашли. По словам Мазе, кто-то посоветовал им не искать Залкинда: его якобы уже не было в Москве. Впрочем, есть версия, что Залкинд сам наложил на себя руки. А вот, по официальным данным, которые приведены в учебнике Евгения Князева «История России», психолог скончался от инфаркта.