31/01/22

«Прыгали с вертолетов с собаками»: как русских криминальных авторитетов брали в Испании

Бандитский Петербург 1990-х имеет особую специфику относительно остального криминального мира России. Крупнейшие преступные группировки Северной столицы были сформированы силами бывших советских спортсменов, которые после развала системы, решили брать власть в городе в свои руки.

Так образовалось «движение», которое вскоре раскололось на две противоборствующие группировки, «тамбовские» и «малышевские». Именно эти две организации контролировали большую часть Петербурга. Лидер последних, Александр Малышев, впоследствии принял решение об эмиграции, вместе с соратниками, в Испанию, где и попался в руки местных правоохранителей.

Предыстория

Александр Малышев, будучи главой преступной организации, контролировавшей львиную долю Санкт-Петербурга, был участником знаменитого конфликта в Девяткино, где между «малышевскими» и «тамбовскими» завязалась разборка, которая привела к полномасштабной криминальной войне. В отличие от жесткой вертикали власти в среде «тамбовских», во главе с Владимиром Кумариным, «малышевские» являли собой союз криминальных авторитетов, объединившихся ради противостояния «тамбовским».

В середине 90-х Малышев проиграл борьбу за влияние Кумарину, вследствие чего был вынужден эмигрировать. В 1998 году он получил эстонское гражданство, однако из-за уголовного преследования, в Прибалтике Малышев так и не задержался. Женившись на латиноамериканке и взяв её фамилию Гонсалес, криминальный авторитет перебрался в испанскую Малагу.

Спецоперация «Тройка»

Вместе с Малышевым в Испанию перебрались многие из его сообщников. Большинство из них привыкли к роскошному образу жизни в Петербурге и не стали себе ни в чем отказывать.

«На курорт приезжают крутые ребята и массово скупают машины, участки… Не было ребенка на острове, который бы не сказал, что это русская мафия. Они, наивные, считали, что если они ничего не делают, то они невиновны. Но это было не так. В конце концов, их взяли. Брали их с помпой: с вертолетов прыгали прямо с собаками», — вспоминает журналист Евгений Вышенков, в 90-е годы работавший в правоохранительных органах, а после, являвшийся участником одной из преступных группировок Петербурга.

Спецоперация испанских спецслужб носила кодовое название «Тройка». Её главной целью были Александр Малышев, а также бизнесмены Геннадий Петров и Виталий Изгилов, также связанные с петербургским криминалитетом. Последний ранее уже проходил подозреваемым по делу об отмывании денег. Помимо «тройки» было арестовано не менее двух десятков живших на Малаге русских, предположительно принадлежавших к «малышевским».

Испанскими властями в адрес «русской мафии» был предъявлен целый ряд обвинений, начиная от отмывания денег и заканчивая торговлей детскими органами. При этом большинство обвинений не было доказано, так как, к тому времени, Малышев и большинство его сообщников уже отошли от криминальной деятельности. По итогам дела Малышев и большинство его товарищей вышли на свободу и вернулись в Санкт-Петербург. Не были сняты только обвинения в неуплате налогов на яхту.

«В конце концов, когда этот бред распался, то надо было что-то (предъявить прим.). Поэтому взяли у кого яхту, у кого лодку, у кого забор построен. Им это формально и вменили, как преступления», — подытожил Вышенков.