27/03/23

«Птенцы Керенского»: чем окончилась первая в истории России амнистия

Одним из первых законов Александра Керенского на посту министра юстиции Временного правительства стала амнистия заключенных. Даже три — политическая, воинская, а позже и уголовная. Всего из мест лишения свободы было выпущено около 90 тысяч заключенных, среди которых оказалось несколько тысяч матерых уголовников. Их-то в народе и прозвали «птенцами Керенского».

Революционеры и не только

Фактически многие «политические» получили свободу даже раньше — еще до постановлений Временного правительства. После того, как старая власть рухнула, двери многих тюрем распахнулись под напором наиболее активных — революционно настроенных заключенных. На свободе оказались сотни и тысячи большевиков и меньшевиков, кадетов и эсеров, а также представителей других политических течений.

Амнистия Временного правительства

Если верить статистике, правда, она во время слома государства не отличалась высокой точностью, по всем трем амнистиям из тюрем было выпущено до 80% российских заключенных. Среди них было немало пожизненно осужденных или высланных на вечную каторгу по политическим, террористическим и другим особо тяжким преступлениям. Таким, к слову, был Нестор Махно, осужденный на бессрочную каторгу за убийство чиновника военной управы.

Желающие добровольно вступить в ряды

Если говорить конкретно о последней — общеуголовной — амнистии (а именно по ней на свободу вышло большинство бывших заключенных), то первоначально она не планировалась в таких масштабах. Отдельным приложением к постановлению разрешалась амнистия всех желающих вступить в ряды действующей армии, которой по факту к тому времени уже не существовало. Изъявившие желание добровольцы, по распоряжению Керенского, получили оружие.

Правда, воевать большинство из них не очень-то и хотело. А вот помародерствовать и пограбить — вполне. Неудивительно, что на волне амнистий количество преступлений в столицах и регионах выросло в десятки раз.

На службе большевиков

Наведением порядка занялись уже большевики. Они пошли максимально простым путем, объявив юридическую неприкосновенность для всех вооруженных «птенцов Керенского», вступающих в Красную гвардию. И это дало свои результаты. Новая власть закрыла глаза на предыдущие преступления, совершенные новоявленным красногвардейцами, но за новые карала со всей жестокостью, по законам военного времени — расстрелом на месте.