Официальное отношение к матерям, кормящим грудью, в СССР многократно и разносторонне зафиксировано документально. Однако в быту оно далеко не всегда поощрялось окружающими.
«Позаботилась ли ты о грудях?»
Плакат художника П. Бехметьева с таким названием-призывом к соблюдению гигиены груди перед вскармливанием, был очень популярен в СССР в 30-е годы. Подобные агитационные плакатные воззвания кормить ребенка грудью – с изображением собственно кормящих мам в 30-е – 40-е – 50-е годы ХХ века являлись составной частью государственной политики по пропаганде грудного вскармливания как наиболее приемлемого способа питания для новорожденного.
Воплощение процесса в искусстве
В советском искусстве эта тенденция также нашла свое отражение. К примеру, у художника Кузьмы Петрова-Водкина был целый цикл живописных полотен (20-е годы), изображающих кормящих матерей – на картинах композиционно они нарисованы как вдвоем с ребенком, так и «на людях» (взирающих на процесс кормления с заметным умилением). Аналогичные чувства живописала в середине 50-х годов на своем полотне «Первенец. На новых землях» Мария Савченкова – картина изображает кормящую мать, сидящую у трактора, пахавшего целину; на молодую женщину по-доброму смотрят другая колхозница и (надо полагать) тракторист-муж.
Фарфоровых кормящих матерей, в частности, в 30-х – 40-х годах серийно выпускали на Ленинградском фарфоровом заводе имени М. В. Ломоносова. В Нижнекамске скульптурное изображение кормящей матери («Мать и дитя») была установлена перед местным роддомом еще в начала 70-х годов. Потом она куда-то подевалась и отыскалась только 2 года назад. Как сообщала пресс-служба мэрии, отреставрированный и установленный на старое место монумент теперь – символ роддома.
В официальном изобразительном и декоративно-прикладном искусстве СССР образ кормящей (в том числе, и публично) матери был не только поощряем, но и идеологически одобряем – таким образом наглядно демонстрировался процесс взращивания еще одного советского гражданина.
... и законодательная поддержка
С первых лет становления молодое советское государство начало принимать нормативные правовые акты, вначале направленные на наделение женщин-матерей равными правами с мужчинами, а впоследствии – на предоставление им существенных преференций при рождении ребенка. В 1936 году в СССР вообще законодательно запретили аборты (запрет официально действовал 19 лет).
На XXII съезде КПСС (1961 год) была принята программа, в которой, в частности, закрепили льготы для работающих кормящих матерей – женщинам разрешались получасовые перерывы для кормления каждые 3 часа, и они оплачивались как рабочее время. Если работающая мать кормила двойню или тройню (и более младенцев), суммарно перерыв составлял не менее часа. Этой преференцией кормящая работница могла пользоваться столько месяцев, сколько продолжалось кормление грудью (при искусственном вскармливании срок ограничивался годом). При этом считаться с пожеланиями матери при определении данного графика являлось непреложным условием.
Кормление ребенка грудью в данном случае происходило все же не прилюдно, «у станка», а в заводских (фабричных и т.п.) яслях, которые начали строить в непосредственной близости от предприятий еще с первых лет советской власти, согласно соответствующим декретам Совнаркома.
Но было и другое отношение
Беларусский врач-перинатолог, создательница проекта «МамЭксперт» и центра «МамСтарт», мама троих детей Наталья Навроцкая вспоминает рассказ своей мамы (речь идет, очевидно, о 70-х – 80-х годах). Она говорила, что на кормящую грудью мать тогда смотрели как на чудачку и спрашивали: «Разве тебе не хватает средств на смеси?» К тому времени, считает Навроцкая, в СССР уже кардинально переменилось отношение к подобному, естественному, способу кормления ребенка. Медик добавляет, что и в годы ее учебы в медуниверситете также о преимуществах грудного вскармливания преподаватели не распространялись. Зато о заменителях материнского молока говорилось много.
Между тем, молочные кухни в СССР, где готовилось и распространялось различное детское питание для грудных детей, согласно данным Большой медицинской энциклопедии, начали работать сразу же после Октябрьской революции при городских детских консультациях, не прекращали они действовать и в годы Великой Отечественной войны. Продукция для детей раннего возраста, как для здоровых, так и для имеющих заболевания, на молочных кухнях выдавалась по назначению врача.