01/10/22
кадр из фильма

Пятидневная война: какие российские части в ней отличились лучше всего

Пятидневная война августа 2008 года, хоть и была выиграна, оказалась неприглядной страницей в истории армии России. Уже через два месяца после неё военное руководство страны объявило о реформе вооружённых сил. Конечно, официально перемены не связывались с конфликтом, но было понятно, что он стал катализатором изменений. Впрочем, даже во время боевых действий в Южной Осетии можно найти светлые моменты.

Незапланированные потери

Августовская война вскрыла целый ряд проблем Вооружённых сил РФ — в первую очередь плохую обеспеченность войск средствами связи и неорганизованность разведки и авиации. Во всём, что касалось «военного пиара», Москва проиграла практически подчистую.

Тогдашний президент Грузии Михаил Саакашвили уверял, что грузинские войска были готовы оказать России достойное сопротивление и «заставили бежать с поля боя русских генералов». Правда, словам его мало кто верил. Российская армия в кратчайшие сроки одержала очевидную победу над хорошо подготовленным и вооружённым противником, а наши бойцы при этом продемонстрировали исключительные мужество и выучку, отмечал глава Академии геополитических проблем Константин Сивков в интервью Sputnik.

В то же время, если к личным качества солдат не было никаких претензий, к выучке вопросы всё же возникали. Спустя несколько лет после конфликта специалисты Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) подготовили доклад, из которого следует, что около трети российских военных погибли не в результате боевых действий, а по нелепости – попали в ДТП, сорвались с гор во время ночных переходов.

По данным Следственного комитета РФ, потери российской армии за всё время нахождения в Южной Осетии составили 67 человек погибшими и 283 ранеными. Ведомство установило, что от огня противника погибли лишь 48 бойцов. Причиной смерти остальных стали случаи неосторожного обращения с оружием, «дружественного огня» и дорожные аварии – жертвами последних стали 10 солдат.

«Переброска войск, выполнявшаяся в высоком темпе по узким горным дорогам, в некоторых случаях в ночное время, способствовала увеличению аварийности», — пояснили эксперты ЦАСТ в своём докладе, который цитирует «Газета.Ru».

Показательная ситуация была и среди раненых. Из 250 случаев, изученных специалистами, только в 162 военнослужащие получили травмы в бою.

«Потери в «8.8.8» были, конечно, существенные и абсолютно неприемлемые с точки зрения ограниченных масштабов конфликта и общего невысокого уровня противника», — констатировал в интервью «Московскому комсомольцу» заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.

Не лучшее время

С одной стороны, небоевые потери характерны для любой наступательной операции – иногда они могут составлять от четверти до трети общих потерь, объяснил «Газете.Ru» один из авторов доклада эксперт ЦАСТ Антон Лавров. Но с другой, в ряде подразделений во время Пятидневной войны число случайных утрат было неоправданно высоко. Например, из 30 раненых бойцов 429-го мотострелкового полка лишь двое были ранены огнём противника, остальные пострадали на марше, получив переломы, черепно-мозговые травмы и сильные ушибы. В 292-м смешанном артиллерийском полку из девяти раненых, в бою увечья получил только один человек.

Вместе с тем, отмечают в ЦАСТ, 70-й, 71-й, 135-й, 693-й мотострелковые полки смогли произвести выдвижение без существенных небоевых потерь, поскольку они были хорошо подготовлены к маршам в горной местности. Но 70-й и 71-й мотострелковый полки 42-й дивизии 58-й армии, чтобы попасть в Южную Осетию, преодолели по горным серпантинам Чечни и Северной Осетии около 300 километров менее чем за сутки. А 135-й и 693-й мотострелковые полки 19-й дивизии 58-й армии, по информации журналиста Андрея Илларионова, исследование которого было опубликовано в «Новой газете», расположились у северного портала Рокского тоннеля – в непосредственной близости к границе — уже 5 августа. Туда они прибыли сразу после завершения учений «Кавказ-2008».

Впрочем, успех выдвижения совсем не равен успеху операции. Да и задачи перед частями стояли совершенно разные. В частности, по итогам Августовской войны наибольшие потери среди частей Вооружённых сил России понес 135-й полк: за пять дней был убит 21 военнослужащий. При этом подразделение 8 августа первым попало под огонь грузинской стороны, находясь в лагере миротворцев, а на следующий день было брошено в бой в Цхинвале, где столкнулось со значительно превосходящими силами противника. В этих боях погибли 10 и восемь солдат соответственно.

Ещё один бой с наиболее крупными единовременными потерями выпал долю 693-го мотострелкового полка. В селе Земо-Хвити 11 августа подразделение лишилось сразу пяти человек, включая весь экипаж танка Т-72Б из трёх человек. Всего потери части составили шесть бойцов. В свою очередь, 70-й и 71-й мотострелковый полки практически с ходу вступили в бой с грузинской армией, в дальнейшем в их задачу входила также блокировка Гори и удержание подступов к городу. Цена этого – гибель двух бойцов первой, и семи солдат второй части.

Любопытно, что львиная доля подразделений, участвовавших в конфликте 08.08.08, была реформирована. 42-я мотострелковая дивизия в составе 58-й армии на семь лет прекратила существование и лишь в 2016 году была создана вновь. 693-й гвардейский мотострелковый полк 19-й дивизии был переформирован в 4-ю гвардейскую военную базу с пунктом постоянной дислокации в Цхинвале и Джаве.