17/02/20
Фото: Личный архив М. Нурбагандова

«Работайте, братья!»: почему эта фраза стала девизом российского спецназа

Уже несколько лет в Интернет выкладывают видеоролики с тренировками или отработкой боевых действий российских силовиков. Очень часто их предваряет фото сухощавого скуластого парня кавказкой внешности рядом с надписью "Работайте, братья!", а заканчиваются они словами "Работаем, брат". Этого парня зовут Магомед Нурбагандов, и это именно он сказал слова, ставшие девизом-призывом всего российского спецназа.

Незваные гости

Магомед Нурбагандов родился в дагестанском селе Сергокале 9 января 1985 года в семье заведующей поликлиникой Кумсият Нурбагандовой и директора школы Нурбаганда Нурбагандова. В 2002 году будущий герой окончил с золотой медалью лицей в родном селе, а в 2007 году – юрфак Дагестанского государственного университета с отличием.

Далее последовала служба в органах вневедомственной охраны Управления ФСВНГ России по Республике Дагестан в городе Каспийске. Там Магомед зарекомендовал себя с наилучшей стороны. Коллеги характеризовали его как исполнительного, ответственного, готового всегда прийти на помощь. Впрочем, поработать во вневедомственной охране ему довелось всего два года.

9 июля 2016 года он получил заслуженный выходной и решил провести его в родном селе, вместе с семьей. Поскольку близлежащая местность располагала к отдыху на природе, наш защитник и его родственники продолжили отмечать в лесном массиве, в двух километрах от села Сергокала. Вечером женщины и часть мужчин вернулись домой, а Магомед, его двоюродный брат Абдурашид, а также трое их младших братьев-школьников остались. Заночевали в лесу. Ни Магомед, ни Абдурашид и не  подозревали, что это последняя ночь в их жизни.

Бандиты в регионе

Террористическая и вообще криминогенная обстановка в местности, где произошла трагедия, традиционно накалена и тревожна. С 2014 года она некоторым образом улучшилась, однако в общем и целом оперативные сводки остаются неутешительными: многолетние боевые действия и антитеррористические операции в Чеченской Республике привели к «расползанию» организованной преступности по близлежащим регионам, и особенно – по Республике Дагестан.

Затяжное противостояние приняло затяжной характер локальных партизанских стычек, случающихся с завидной частотой. Только в 2019 году на территории республики было семь громких и крупных вылазок террористов, устранять которых  были призваны бойцы спецназа и прочие сотрудники органов правопорядка. И это только та информация, которая попала в официальные хроники. Электронное периодическое издание «Кавказский узел» называет нынешнюю дагестанскую ситуацию ярким примером «вялотекущей гражданской войны в отдельно взятом регионе Кавказа».

Регулярно вводится режим контртеррористической операции (КТО). Силовики всегда подавляют выступления преступников, но последние все равно выходят на авансцену вновь и вновь. Массовые убийства, незаконный оборот оружия, похищение людей, пытки – к сожалению, все это в Дагестане до сих пор не редкость. Хотя данные статистики год от года все более радужные.

Только вот террористы по-прежнему активны. И особенно активны – боевики ИГИЛ* и "Имарат Кавказа"*. Убийцы Магомеда Нурбагандова и его двоюродного брата – Артур Бекболатов, Азиз Джамалутдинов и еще трое – входили в состав «Имарата Кавказа», а точнее – в подчиненное ему подразделение - диверсионную группу «Избербашская». Утром, 10 июля, они вышли к палаткам отдыхающих возле села Саргокале.

«Работайте, братья!»

По официальной версии, отморозки, скрываясь от силовиков в лесах, набрели на Нурбагандова с родней случайно. Пройти мимо спящих не захотели, а решили покуражиться. Ещё не зная, что за люди перед ними, они стали грубо будить их. Пнули в живот одного из братьев-школьников, Арсена, а когда старший брат Абдурашид, защищая ребенка, вступил в перепалку с бандитами, застрелили его прямо на месте. После этого связали остальных и обыскали лагерь - нашли удостоверение Нурбагандова.

Сразу после этого они затолкали Магомеда и Арсена в багажник и повезли дальше в лес. Проехав около километра, они вытащили Магомеда и казнили его.

Вскоре после убийства в Интернете появился ролик с кадрами расправы: на фоне леса одетый в спортивный костюм боевик, держа в руках удостоверение полицейского, допрашивает его.

Боевик: Вот, поймали кафира, сотрудника, младшего лейтенанта полиции. Это ты Нурбагандов?

Магомед: Да, я.

После этого следуют жестокие кадры: боевик берет в руки оружие и убивает Магомеда.

Непосредственно после совершения убийства преступникам удалось благополучно скрыться. Но долго на свободе они не пробыли. Их вычислили, и 7 сентября 2016 года в Махачкале и в Избербаше провели антитеррористическую операцию, в которой часть террористов была уничтожена, а часть сдалась. Досталось и убийцам младшего лейтенанта Нурбагандова.

Правда, о героическом поступке Магомеда вскрылась, когда после боестолкновения спецназовцы обыскали тела боевиков и обнаружили у одного из них мобильный телефон с полной версией ролика.

На кадрах, которые бандиты вырезали, Нурбагандов перед лицом смерти сохраняет самообладание и своим поведением, несмотря на направленное на него оружие и полное понимание того, что его ждет, выходит победителем. Боевики пытаются заставить его убедить других силовиков республики уходить со службы.

Боевик: Скажи, скажи своим  [коллегам из силовых структур - авт.] ...

Магомед: Чего сказать?

Боевик: Чтобы не работали.

Магомед: Работайте, братья, почему нет.

На видео видно, что боевики были настолько шокированы этим ответом, что в течение нескольких мгновений даже не находили слов. Кто-то из бандитов за кадром неуверенно говорит: «А-а, набухался, смелый». После этого идут уже известные кадры расправы.

Артур Бекболатов и Азиз Джамалутдинов, который вел съемку, оказались на скамье подсудимых. Первого в итоге приговорили к пожизненному лишению свободы, несмотря на дачу правдивых показаний, а второго – к 20 годам лишения свободы. Бекболатов обвинялся еще и в вооруженном нападении на сотрудников ДПС, поэтому получил по совокупности. Что же до оператора из ИГИЛ – Азиза Джамалутдинова, то он избежал пожизненного только потому, что сам непосредственно не убивал Нурбагандова, активно сотрудничал со следствием и, по собственному признанию, даже пытался остановить сообщников. Трое других участников нападения на безоружных людей близ Сергокала были ликвидированы во время проведения спецоперации.

Магомед Нурбагандов сохранил честь, достоинство и верность воинской присяге. Подобной стойкостью не смогли похвастаться выжившие налетчики. Они, будучи припертыми к стенке доказательствами, сознались во всем. Так уж вышло, что Джамалутдинову это отчасти помогло, а Бекболатову – нет.

21 сентября того же года с родителями мужественно принявшего смерть Магомеда Нурбагандова встретился президент России Владимир Путин.

- Очень хотелось пожать вам руки и поблагодарить за сына, - сказал президент отцу Магомеда Нурбаганду Нурбагандову и его матери Кумсият. - Он настоящий герой и я подписал указ о награждении его званием Героя России. Далеко не каждый человек под угрозой смерти и расстрела остается верен присяге и долгу, остается верен своему народу. Это пример для многих из нас.

Когда о произошедшем стало широко известно в подробностях, фраза «Работайте, братья!» сразу же сделалась девизом-паролем у бойцов спецподразделений и работников правоохранительной системы. Паролем, на который силовики отвечают отзывом: «Работаем, брат!»

* - организация, запрещенная на территории РФ.