21/10/21
кадр из фильма

«Радистка Кэт»: судьба советской разведчицы, ставшей прототипом героини «Семнадцать мгновений весны»

Известная советская разведчица Анна Филоненко действительно стала прототипом героини сериала «Семнадцать мгновений весны». Вместе со своим супругом Анна Федоровна долгое время жила за границей и занималась сбором различных данных для Советского Союза. Примечательно, что Филоненко познала и радость материнства, но ее дети даже не догадывались о своем настоящем происхождении.

Карьера разведчицы

Анна Федоровна Камаева родилась в 1918 году в подмосковной деревне Татищево. После окончания семилетней школы Анна поступила в фабрично-заводское училище, а потом некоторое время трудилась на ткацком комбинате «Красная роза». Будучи активной комсомолкой, в 1938 году она была направлена на работу в Иностранный отдел НКВД, где тогда не хватало сотрудников. В Школе особого назначения Камаева овладевала радиоделом, изучала иностранные языки и тренировалась в стрельбе. До Великой Отечественной войны Анна Камаева занималась оперативными делами разведчиков-нелегалов, действовавших на территориях европейских стран.

В годы войны Камаева была включена в состав Группы особых заданий. Как утверждает Владимир Антонов, автор книги «Женские судьбы разведки», Анна Федоровна принимала непосредственное участие в нескольких диверсионных акциях против немецко-фашистских войск. В январе 1942 года Анна Камаева была приглашена в штаб Георгия Жукова для получения награды. Именно там, в приемной маршала, она и познакомилась со своим будущим супругом Михаилом Филоненко. Вскоре они поженились и получили предложение работать вместе на советскую разведку.

Не только агент, но и мать

После продолжительной подготовки Анну и Михаила Филоненко направили в Китай. К тому моменту у четы уже родился первенец, сын Павел. Мальчик был еще слишком мал, а потому не смог бы выдать своих родителей. Впрочем, по словам автора издания «Разведчицы и шпионки» Игоря Дамаскина, роды, в результате которых на свет появился Павел, оказались тяжелыми: от боли Анна все время кричала: «Ой, мама, мамочка!». Филоненко опасались, что то же самое может произойти и на чужбине, и тогда провал обеспечен. Тем не менее они решились на второго ребенка. Их дочь Мария родилась уже в Китае, все прошло благополучно.

Уже с двумя детьми на руках Анна и Михаил были переброшены в Бразилию. Родителям предлагали отправить сына и дочь в Советский Союз, но они отказались. Тем более, что наличие детей могло только поспособствовать успеху разведывательной деятельности: полноценные семьи вызывали определенное доверие. Мало того, как пишет Виталий Павлов в своей книге «Женское лицо разведки», в Бразилии Анна Филоненко в третий раз стала матерью: именно там на свет появился ее младший сын Иван. Тем временем работа нелегалов кипела. Михаил Филоненко обзавелся нужными связями и даже сумел втереться в доверие к президенту страны.

Возвращение на родину

Понятно, что супруги Филоненко соблюдали тщательнейшую конспирацию. Даже их дети не подозревали о том, что они «советские и русские». По крайней мере так утверждает Теодор Гладков, автор издания «Лифт в разведку». По словам Гладкова, Павел, Мария и Иван узнали обо всем лишь после возвращения в СССР. А произошло это только в 1960 году, когда все трое уже находились в сознательном возрасте. Возможно, настоящее происхождение осталось бы для детей Филоненко тайной в течение еще нескольких лет, если бы не заболел глава семьи. Михаил Иванович перенес обширный инфаркт, поэтому начальство и решило откомандировать его на родину.

К счастью, Михаил Филоненко прожил еще 20 с лишним лет. Все это время он продолжал работать в Управлении нелегальной разведки. А Анна Федоровна спустя 3 года после возвращения была уволена в запас в звании майора. Будучи на заслуженном отдыхе, разведчица часто вспоминала, как сотрудник, присланный из Центра в помощь супругам, воспитывавшим троих детей, чуть не загубил миссию. Об этой истории упоминают в своей книге «Тайные информаторы Кремля» Владимир Антонов и Владимир Карпов. Едва прибыв на место, агент принялся злоупотреблять спиртными напитками, привлекая к себе ненужное внимание. Филоненко, которым стоило столько усилий легализоваться в стране, потребовали отозвать «помощника» в Москву.