Не секрет, что одним из важных инструментов войны является пропаганда. Тысячи листовок, которыми засыпали друг друга противоборствующие стороны в ходе Первой и Второй мировых войн, возвеличивание своих побед и откровенное преувеличение потерь врагов, рассказы о нечеловеческой жестокости (пусть и имевшие под собой некую основу) противника – все эти методы активно использовались в ходе всех конфликтов XX века. Но в ранг настоящего искусства фейков возвели их, пожалуй, британцы.
Пытка канадского офицера
Под таким названием в мае 1915 года вышла статья в The Times, рассказывавшая о сражении на Ипре. Точнее, об одном случае, который якобы имел место в ходе битвы. Впоследствии он много раз «обсасывался» британской прессой и приобрел массу подробностей (порой довольно нелепых и неправдоподобных).
Согласно статье, в ходе ипрского сражения немецкими кавалеристами были захвачены в плен офицер и два солдата из Канадского корпуса. В ходе последовавших затем пыток, пленных распяли то ли на дереве, то ли на заборе церкви, подобно тому, как это сделали с Иисусом и разбойниками в библейском предании. Свидетелями произошедшего были якобы бойцы Королевского Дублинского полка.
Выступление газеты имело огромный резонанс и уже через несколько дней обсуждалось в Палате Общин. По своему эффекту случай отодвинул на задний план новости про потопленную за несколько дней до этого «Луизитанию» с 1200 погибшими пассажирами. Британское правительство сразу же взяло рассказ о распятых на вооружение, и даже выяснившийся через некоторое время факт, что это всего лишь фейк, абсолютно никого не смутил.
Другие фейки и последствия
«Пытки канадского офицера» перепечатывались британскими СМИ в самых разных вариациях и трактовках. Таким образом британцы пытались убедить собственных солдат, что они ведут справедливую борьбу против извергов, и втянуть в войну США. А потому с 1915 года истории якобы имевших место на фронте зверств со стороны Германии становились все ужаснее.
Часто рассказывали, что немецкие солдаты используют пленных женщин и детей в качестве живого щита, хотя ни одного официального свидетельства подобных случаев на фронтах Первой мировой нет. А вот случаи с мародерствами и изнасилованиями имели место — правда, британские газеты неизменно представляли в качестве жертв невинных монашек. А вершиной фейковых историй были рассказы о том, что в Германии трупы солдат и военнопленных перерабатывают на корм свиньям.
По мотивам истории о распятом канадском офицере в 1918 году британский скульптор Фрэнсис Дервент Вуд создал памятник «Канадская голгофа». Работа была выставлена в Лондоне, но немецкая сторона выступила с требованием либо убрать памятник, либо предоставить убедительные доказательства эпизода. Вскоре памятник был демонтирован.