07/02/21

«Расстрельный подвал»: что немцы нашли в посольстве СССР после захвата Парижа

В 1941 году гитлеровцы, ворвавшись в здание бывшего посольства СССР в Париже, обнаружили шокирующие свидетельства деятельности ГПУ-НКВД. Как утверждали немцы, в тайных помещениях посольства советские агенты убивали своих врагов и ликвидировали их тела химическим путём.

Подвал смерти

Гитлер захватил Париж в разгар «советско-немецкой дружбы», в связи с чем Молотов устно поздравил немецкого посла Вернера фон дер Шуленбурга. Советское посольство во Франции было преобразовано в консульство, дипломаты продолжали спокойно работать. Но после начала Великой Отечественной войны, в июле 1941 года, немцы подвергли здание на улице Гренель тщательному обыску. О его результатах они раструбили на весь мир. То что было найдено в консульстве, полностью соответствовало представлениям нацистов о «большевистских кознях». Йозеф Геббельс в своём дневнике называл советские посольства «прибежищем преступников».

«Из кабинета бывшего советского военатташе во Франции были изъяты автоматы, пистолеты, взрывчатые вещества, сигары со взрывчаткой, бомбы с часовым механизмом, ящики с патронами и даже два парашюта», - сообщали германские СМИ.

Согласно немецким отчётам, в боковом флигеле здания располагался тайный центр ГПУ. Здесь были найдены «орудия для пыток и экзекуций» - к ним немцы, видимо, отнесли наручники и сверлильные агрегаты. По другой версии, чекисты занимали не весь флигель, а только подвал, вход в который сотрудники консульства успели замуровать. Сломав стену и проникнув внутрь, немцы и французские полицейские увидели тёмное звуконепроницаемое помещение, обложенное свинцовыми плитами. На металле были видны вмятины от пуль – следы расстрелов. Местами попадались человеческие волосы и бурые пятна.

В 1942 году рейхсминистерство пропаганды «по мотивам» проведённой операции выпустило книгу под названием «ГПУ: нападение на Запад». Ее автор Вольфганг Мунд именует тайные помещения советских посольств «фабриками смерти и камерами ужаса».

«Уничтожили тела генералов»

Самыми страшными находками в парижском консульстве были приспособления для уничтожения трупов – электрические печи и ёмкости для химикатов.

«Подвал скрывал большую цинковую ванну, которая очевидно служила для уничтожения тел с помощью химических реактивов. Рядом валялись человеческие кости», - писал в мемуарах начальник внешней разведки СД Вальтер Шелленберг.

В докладе, который представил руководству вермахта начальник разведки адмирал Вильгельм Канарис, высказывалось предположение, что в советском консульстве «были устранены тела различных белых русских генералов, которые несколько лет назад таинственным образом исчезли в Париже».

Канарис имел в виду две нашумевшие операции ОГПУ. В 1930 году в Париже был похищен белый генерал Александр Кутепов, а в 1937 году – его соратник, генерал Евгений Миллер. В действительности противники большевизма не были сожжены в печах. Хотя время и место смерти Кутепова до сих пор засекречены. Исследователи полагают, что он или погиб при задержании, или умер на борту советского парохода. Миллера же чекисты доставили в Москву, где через два года после похищения казнили. 

Таким образом, немцы, не имея реальных доказательств, попросту позаимствовали сюжет у французской жёлтой прессы. Но «сожжённые генералы» были не единственным слабым местом геббельсовской пропаганды. По мнению историка Игоря Петрова, никаких пыточных камер в консульстве не существовало, а то, что нашли немцы, на самом деле было химической лабораторией, фотолабораторией и радиомастерской, необходимыми для шпионской деятельности. Печи же использовались для сожжения документов. Именно этим советские дипломаты и занимались, когда к ним пришли немцы.

Воспоминания о «волосах» и «костях» Петров, по-видимому, игнорирует, в отличие от других отечественных и зарубежных специалистов, которые принимают данные свидетельства за истину. Например, немецкий военный историк Йоахим Хоффман считает страшные находки в советских посольствах «уникальным явлением в истории дипломатии цивилизованных государств».