Геополитические интересы в первой половине 20 века побуждали Германию использовать против Англии мусульманские народы. Начало этому положил ещё кайзер Вильгельм II во время Первой мировой войны. Тогда германская и турецкая пропаганда на Ближнем Востоке раструбили, будто кайзер принял ислам во время своей поездки в Иерусалим в 1898 году.
Гитлер: «Ислам – религия мужчин»
К началу Второй мировой войны к мотивам антибританской пропаганды, чувствительной для мусульман, добавилось начало осуществления сионистского проекта. Великобритания ставила целью способствовать созданию на своей подмандатной территории в Палестине (которую получила в 1920 году) независимого еврейского государства. Это государство могло быть создано только путём вытеснения арабов со своих земель. Так к антианглийским настроениям арабов добавились ещё и юдофобские нотки (было бы неправильно называть это «антисемитизмом», поскольку арабы – тоже семиты).
Сближение между нацистами и исламистами происходило еще и на почве воинствующего антикоммунизма. Кратковременный период сотрудничества между Гитлером и Сталиным в 1939-41 гг. здесь ничего по сути не изменил. Исламистским вождям очень импонировало, что Гитлер называл коммунизм «еврейской идеологией». «Созданный и возглавляемый евреями, большевизм, – в унисон фюреру писал в 1941 году в пропагандистской брошюре «Ислам, иудаизм, большевизм» исламский идеолог, Мухаммед Сабри, работавший в ведомстве Геббельса, – является непримиримым врагом ислама». В свою очередь, нацисты с помощью исламистов хотели вытравить симпатии народов Востока к советской России, провозглашавшей антиколониализм частью своей идеологии.
Доминик Грин, автор статьи в «Уолл-стрит джорнелл» от 16 января 2015 года, ссылаясь на книгу историка Давида Мотаделя «Ислам и война нацистской Германии», пишет, что современный Евросоюз унаследовал от гитлеровской пропаганды некоторые живучие клише. Так, именно Гитлер стал первым европейским политиком, заявившим, что «ислам неспособен на терроризм». Гитлер также дал указание прессе Третьего рейха превозносить «культурный фактор исламского мира» и запретил негативные упоминания о религии пророка Мухаммеда.
В частных разговорах фюрер весьма положительно отзывался об исламе, называя его, по свидетельству главного архитектора и министра вооружений Третьего рейха, Альберта Шпеера, «религией настоящих мужчин», противопоставляя его в этом качестве «мягкотелому христианству».
Мусульманские войска СС
В составе вермахта и СС воевало немало добровольческих подразделений из мусульман. Здесь надо назвать, в первую очередь, легион СС «Свободная Арабия», созданный из арабов различных стран Северной Африки и арабских иммигрантов в Европе. К 1945 году «Свободная Арабия» начитывала около 20 тысяч бойцов. Крупными формированиями были Албанская (21-я горная) дивизия СС «Скандербег» и 1-я Хорватская (13-я горная) дивизия СС «Ханджар». Последняя была составлена из мусульман-боснийцев.
Большие соединения СС были созданы из военнопленных-мусульман народов СССР: Туркестанский легион, Восточно-тюркское соединение, легион «Идель-Урал», Азербайджанский легион и другие, менее крупные. Мусульмане индийского происхождения включались в легион СС «Свободная Индия» вместе с индуистами, что было очевидной ошибкой нацистов: вражду между двумя крупнейшими общинами Индии не могла погасить даже общая ненависть к англичанам.
Джихад за Третий рейх
В 1936 году в Палестине началась первая «интифада» против британского мандата и проекта создания еврейского государства. Идейным вдохновителем и руководителем его выступил муфтий Иерусалима Мухаммад Амин аль-Хусейни. Ещё в 1931 году он председательствовал на Всемирной Исламской конференции, а затем стал председателем Верховного Арабского комитета, ставшего центром управления восстанием. Хусейни встречался со швейцарским банкиром, Франсуа Жену, который давал деньги нацистам до прихода к власти, и договорился о финансовой поддержке. После войны Жену продолжал спонсировать нацистскую диаспору и арабский терроризм.
В 1939 году англичанам почти удалось справиться с беспорядками в Палестине, и тогда Хусейни переместился в Ирак. Начавшаяся Вторая мировая война вдохновила исламистское подполье. С помощью Хусейни нацистам удалось в начале 1941 года привести в Ираке к власти прогерманское правительство. Правда, благодаря решительным действиям британских военных уже через месяц, в мае 1941 года, это правительство удалось прогнать.
Хусейни перебрался в Третий Рейх, где Гитлер решил использовать моральный авторитет муфтия Иерусалима для мобилизации мусульман. В директиве Гитлера за No 32 от 11 июня 1941 года значилось разжигание арабской национально-освободительной революции. Встреча фюрера и муфтия состоялась в Берлине 28 ноября 1941 года. Хусейни помогал создавать Арабский легион, албанские, боснийские и другие мусульманские части СС. Как пишет израильский историк Бенни Моррис, Гитлер обещал Хусейни изгнать евреев из Палестины и обеспечить арабам Ближнего Востока национальное самоопределение после войны.
Самую большую известность получило выступление Хусейни по берлинскому радио 1 марта 1944 года. Муфтий призвал всех мусульман к священному джихаду на стороне гитлеровской Германии против её врагов, и прежде всего – к поголовному убийству евреев, где только возможно.
После войны муфтий сумел, играя на противоречиях между СССР и Западом, которые пытались, каждый в свою пользу, разыграть исламскую карту избежать суда за участие в военных преступлениях нацизма. Маршал Тито, которому Хусейни был передан (так как мусульманские части СС зверствовали в основном на территории Югославии), не препятствовал его побегу в «родные Палестины», где друг Гитлера до 1974 продолжал время от времени взывать к практике Холокоста ради торжества «интифады».