Ислам стал официальной религией татаро-монголов при хане Узбеке, правившем в 1313-1341 годах. Но был в Золотой Орде период, когда среди жителей было больше христиан. Правда, и православие нельзя считать исконной верой золотоордынцев.
Сначала было язычество
Правители государства Джучидов и их подданные всегда лояльно относились к православным, католикам, мусульманам и представителям других конфессий. В золотоордынских городах можно было встретить храмы и мечети, хотя «государствообразующей верой» являлось язычество.
При этом православие всегда находилось на особом счету. Так, митрополит Киевский и всея Руси Кирилл II в 1267 году получил из рук хана Менгу-Тимура ярлык (официальный документ), подтверждающий его полномочия. А в 1276 году было получено разрешение крестить тех татар, кто пожелает принять православную веру. Данное решение дало плоды – православие приняли многие язычники, среди которых оказалось достаточно аристократов.
На стороне христианства
Процесс христианизации продолжался. О его результатах в книге «Русские святые: 1000 лет русской святости», изданной в Санкт-Петербурге в 2000 году, рассказывает монахиня Таисия (Татьяна Юрьевна Карцова). Она пишет, в частности, о правнуке Чингисхана, память которого РПЦ чтит 29 июня. Пётр Ростовский, он же Даир Кайдагул, сын Орда-Ичинов Чингизов, настолько проникся проповедями представителей православной церкви, что в Ростове принял крещение под именем Петра. Позже он на собственные средства основал Петровский монастырь (современная Ярославская епархия), расположенный на озере Неро, а перед смертью принял монашеский постриг.
Таким образом, отмечает Карцева, в XIII веке в Золотой Орде христианская община в Золотой Орден была более многочисленной по сравнению с мусульманской.
Выбор сделан
Татаро-монголы вызывали интерес и у исламских миссионеров. Дело в том, что сильная армия Золотой Орды могла быть серьёзным союзником на геополитической арене того времени, но для этого их следовало сначала «приручить». Арабы не жалели средств на строительство мечетей и медресе, а исламские проповедники всё прибывали и прибывали на земли татаро-монголов.
По мнению исследователей, православие сдало свои позиции из-за постоянных распрей русских князей, свидетелями которых жители Золотой Орды становились довольно часто. Такое «братство» оказалось золотоордынцам непонятным, в результате чего выбор они сделали в пользу ислама, который оказался более «удобным».