08/01/22

Репарации Германии после Второй мировой: почему СССР возместил такую набольшую часть ущерба

Вопрос о репарациях жертвам гитлеровской агрессии – один из самых запутанных. Это произошло в первую очередь потому, что страны-победительницы не пытались зафиксировать точные объемы ущерба, понесённого ими и требовавшего возмещения.

Репарации как замаскированная контрибуция

Репарации, в отличие от контрибуции, это, формально, компенсация ущерба, нанесённого напавшей страной стране, на которую напали. Но в 20 веке под словом «репарации» стали понимать замаскированную контрибуцию. Открытое взимание контрибуций стало как бы неприличным.

Скрытая контрибуция под видом репараций была наложена победителями в Первой мировой войне – странами Антанты – на побеждённую Германию и её союзников. Причём эта сумма составила 269 млрд. марок золотом, что соответствовало 100 тысячам тонн золота. Постепенно, рядом соглашений, она была снижена вдвое – до 132 млрд. марок, но всё равно оставалась неподъёмным грузом для германской экономики. Это способствовало приходу к власти в Германии Гитлера, который отменил выплату репараций. После поражения во Второй мировой войне Германия продолжила выплачивать репарации за Первую мировую войну Англии, Франции и США. Последний взнос был сделан в 2010 году.

Как считали репарации

На Крымской конференции «Большой Тройки» в феврале 1945 года Сталин предложил Рузвельту и Черчиллю определить общую сумму германских репараций за Вторую мировую войну в 20 млрд. золотых долларов, что было примерно равно 20 тысячам тонн золота – впятеро ниже, чем за Первую мировую войну. Это несмотря на то, что ущерб, нанесённый Германией своим противникам во Вторую мировую был намного выше, чем в Первую.

Вероятно, одним из мотивов, которым при этом руководствовались Сталин и его союзники, было желание избежать ситуации, аналогичной той, которая сложилась в Германии в результате Первой мировой войны. Германия, к тому же, и сама понесла колоссальные потери в ходе развязанной ею войны. Разорённой стране было бы просто нечем платить.

Общего органа по подсчёту урона, нанесённого гитлеровской агрессией, союзники не создавали. Также чисто политическим, а не экономическим, было предложение Сталина, что из всей суммы репараций Советскому Союзу причитается только половина, хотя было ясно, что СССР понёс абсолютно наибольшие потери из всех стран, подвергшихся гитлеровской агрессии. США претендовали на четверть всей репарационной суммы, хотя на их территорию за всё время войны не упала ни одна германская бомба.

На Потсдамской конференции лидеров трёх победивших держав в июле 1945 года было принято решение, вовсе сводившее все вопросы о сумме репараций к чистой фикции. СССР, США, Великобритания и Франция удовлетворяли свои репарационные претензии за счёт изъятий из собственных оккупационных зон в Германии. Учитывая, что до 1949 года в Германии не существовало суверенных органов власти, такое решение теоретически позволяло союзникам бесконтрольно изымать и вывозить из Германии имущество в любых масштабах. С другой стороны, это и ограничивало аппетиты победителей, так как все они хотели превратить свою часть Германии в союзника себе на случай Третьей мировой войны.

Кроме того, было решено, что часть своих репарационных претензий СССР удовлетворит за счет выплат из западных оккупационных зон. Это касалось, главным образом, передачи промышленного оборудования и образцов новейшей техники по спискам, представленным советской стороной.

Почему так мало взяли

Каковы же были реальные размеры изъятий из советской оккупационной зоны? По данным современного правительства Германии, они выразились в сумме 15,8 млрд. долларов, что более чем в полтора раза превысило сумму, установленную себе самим Советским Союзом. Сюда, правда, входит не только промышленная и сельскохозяйственная продукция, техническая документация, культурные ценности, интеллектуальный потенциал в виде учёных и техников, но и всякое имущество, конфискованное у частных лиц. Здесь же дотошные немцы из бундесминистерства финансов учли и труд пленных военнослужащих вермахта в СССР.

Однако всё это не идёт ни в какое сравнение с потерями, нанесёнными Советскому Союзу нацистской агрессией и оккупацией. Прямой материальный урон СССР в войне 1941-1945 гг. экономист и историк Валентин Катасонов оценивает в 125 млрд. долларов того времени, а общий ущерб, включая военные расходы самого СССР (а аналогичные расходы США, напомню, были включены в понятие «репараций» для США), составил 360 млрд. долларов.

Не были в полной мере выполнены США и Англией требования СССР относительно взимания репараций с западных зон. Из тех конкретных промышленных изделий (станки, суда, самолёты и т.д.), списки которых были представлены советской стороной в качестве репарационных претензий, СССР была передана лишь небольшая часть.

Итак, на вопрос о том, почему СССР не покрыл за счёт Германии сколько-нибудь существенной части своих убытков, причинённых ему Германией, можно ответить просто. Сталину было важнее, чтобы послевоенная Германия или хотя бы её часть была сильным союзником СССР в противостоянии Западу. Поэтому он не желал чрезмерного ослабления Германии.

Здесь можно вспомнить слова, сказанные Сталиным гитлеровскому министру иностранных дел Риббентропу во время его первого визита в Москву 23 августа 1939 года, хотя и по совершенно другому поводу: «Я никогда не допущу ослабления Германии». Очевидно, советский вождь в этой реплике был откровенен.