11/06/20

Российская агрессия: почему министерство обороны Румынии объявило Россию врагом

Главными «рупорами» русофобии в Европе считаются Польша, Чехия и Латвия. Каждая из этих стран имеет давние претензии к России, в основном связанные с советским периодом истории. Однако на днях неожиданная новость пришла из Румынии – власти этой страны тоже записали Россию во «враги». Что же стоит за антироссийским демаршем Бухареста?

«Россия агрессивна»

Президент Румынии Клаус Йоханнис направил на рассмотрение Палаты депутатов документ под названием «Национальная стратегия обороны 2020-2024».

Текст изобилует упоминаниями пандемии COVID-19, которая, по мнению румынских властей, сильно изменила ситуацию в мире. Многократно подчеркивается «верность» румын принципам НАТО и Евросоюза – традиционный краеугольный камень дипломатии стран Восточной Европы. Однако наряду с этим в «Национальной стратегии обороны» фигурирует нечто новое для румынской политики – обвинение России в агрессивности. Третья глава документа называется «Оценка внешней безопасности». В ней, в частности, утверждается:

«Политика и действия Российской Федерации, противоречащие нормам международного права, закрепляют и расширяют разногласия с некоторыми западными государствами НАТО, что препятствует усилиям по обеспечению стабильности, прогнозирования и безопасности».

Как следует из дальнейшего текста, румын беспокоят приписываемые России «действия по милитаризации Черноморском региона». Кроме того, нашу страну обвиняют в неких «действиях гибридного типа» в районе, близком к Румынии. За этими обтекаемыми фразами явно читается солидарность румын с властями Украины и Грузии, обвиняющими Москву в поддержке «абхазского сепаратизма» и ополченцев на Донбассе.

Выступая перед камерами, Клаус Йоханнис в контексте «ухудшения отношений между НАТО и Российской Федерацией» упомянул также «терроризм» и «киберугрозы». Возникает ощущение, что Бухарест видит в Россию чуть ли не сосредоточением вселенского зла.

Зачем румынам конфронтация?

Отношения Румынии и России могут служить ярким примером исторической неблагодарности. Российская империя была традиционной поборницей независимости православных Дунайских княжеств, а затем верным союзником Румынии, даже не обращая внимания на воцарение в этой стране немецкой династии. Но вместо того, чтобы стать «мостом» между славянской и западноевропейской культурами, Румыния в XX веке сделала всё, чтобы разорвать связи с Россией. Враждебные действия начались с оккупации Бессарабии после революции. Возмущение, охватившее тогда русских людей, прекрасно иллюстрирует отрывок из дневниковой записи писателя Владимира Амфитеатрова-Кадашева, сделанной в сентябре 1918 года:

«Вся огромная культурная работа, производившаяся за сто лет Россией, пошла насмарку, закрываются русские школы, запрещается русский язык, чиновников безжалостно гонят со службы, и – самое гнусное – воображают себя «европейцами», а нас варварами. До чего мы дожили!».

Во Второй мировой войне Румыния поддержала Гитлера и оккупировала Одессу, которая исторически никогда не была румынской. Но даже после этого советское правительство всячески поддерживало Бухарест. Румыния, в отличие от Венгрии или Чехословакии, не знала вторжений советской армии. Нет у официальной Москвы никаких претензий к Румынии и сегодня, хотя поводов для трений между двумя странами хватает. Например, можно поставить перед Бухарестом вопрос о правах русских-липован, страдающих от проявлений румынского национализма.

Однако на конфронтацию идёт именно Румыния, власти которой намерены обеспечить своей стране «сдерживание и защиту от любых агрессивных действий». Трудно заподозрить в «великорумынском шовинизме» президента Йоханниса, являющегося, к слову, немцем по происхождению и ярым приверженцем либерализма. Скорее всего, Бухарест действует по негласной указке из Вашингтона и Брюсселя, заинтересованных в дипломатической изоляции России. Заодно румынские власти переняли своеобразную стратегию польских и прибалтийских элит, которые обвиняют во всёх бедах Россию, вместо того чтобы решать собственные проблемы. И, в первую очередь, это вопрос демографии. После открытия границ правительства Восточной Европы неспособны удержать собственное население, массово устремившееся на Запад в поисках лучшей доли. Так что если однажды Румыния наподобие Польши и Прибалтики вдруг решится на открытый конфликт с Россией, может статься, что защищать берега Дуная попросту будет некому.