19/02/23

Российские миротворцы: когда им запрещено применять оружие

Существует свод нормативно-правовых актов международного права, определяющих права и обязанности военнослужащих миротворческих сил. В основном для государств-участников СНГ и стран-членов ООН эти условности тождественны.

Закон и порядок

В статье 13 закона «Об участии государства-участника СНГ в миротворческих операциях» (помимо России, в СНГ входят еще 8 государств: Армения, Таджикистан, Узбекистан, Молдавия, Киргизия, Казахстан, Беларусь и Азербайджан) четко регламентирован перечень ситуаций, регулирующих применения оружия (равно как и силы) миротворцами.

Миротворец, согласно этому закону, может открыть огонь на поражение, если существует реальная угроза его жизни и здоровью. Кроме того, стрелять «голубые каски» вправе, если возникает опасность их насильственного разоружения или силовые попытки помешать миротворцам (как находящимся в составе подразделения (группы), так и поодиночке) делать на подконтрольной территории то, что им предписано международными правилами.

Кроме того, применение оружия легитимно непосредственно в боевых операциях (при отражении нападения), а также при задержании и разоружении террористов и (или) членов бандформирований (опять-таки при появлении реальной угрозы жизни и здоровью миротворцев). Аналогичные правила действуют во взаимоотношениях миротворческих сил и гражданского населения – миротворцы обязаны защищать мирных граждан, и, если обстоятельства того требуют, – применять при этом оружие.

Основной принцип для миротворцев в плане применения оружия – упреждение, самооборона: «голубым каскам» запрещается открывать огонь, если отсутствует реальная опасность – как для них самих, так и для мирного населения на территории, где находится миротворческий контингент.

В Главном управлении международного военного сотрудничества Минобороны РФ аналогичным образом трактуют и нормы международного гуманитарного права, касающиеся применения оружия и военной техники миротворцами. Согласно этим нормам, миротворец обязан предупредить нападающего (нападающих) о намерении открыть огонь – если только нападение не было внезапным. Отдельно указывается, что стрельба – это исключительная мера, применяемая только при предварительном соблюдении всех упреждающих действий, предусмотренных соответствующими инструкциями. По международным правилам, миротворец только третий выстрел может произвести на поражение – первый должен быть в воздух, второй в направлении цели (но мимо). В общих чертах схожие требования предъявляются и для артиллерийской стрельбы миротворческих соединений.

Когда миротворцы не стреляли

С начала 90-х годов Россия принимала участие в более чем 10 миротворческих операциях в разных странах мира (Бывшей Югославии, Косово, Сьерра-Леоне, Судане, Сирии и других), часть которых проходила под эгидой ООН. Последняя миротворческая операция с участием российских военнослужащих началась несколько дней назад в Нагорном Карабахе – туда, по данным Первого канала, для урегулирования конфликта между Арменией и Азербайджаном были направлены порядка 2 тысяч миротворцев ВС РФ.

… В грузино-абхазском и грузино-осетинском конфликтах, в разрешении которых в 2008 году принимали российские миротворцы, 17 июня 2008 года произошел инцидент, когда военнослужащие вооруженных сил РФ могли, но не стали стрелять в нападавших. Более того, «голубые каски» даже позволили себя разоружить и арестовать (впоследствии россиян отпустили). На автомобиль миротворцев тогда напали переодетые в «гражданку» грузинские полицейские.

По словам первого заместителя начальника Генштаба ВС РФ генерал-лейтенанта Александра Бурутина, российские военнослужащие поступили абсолютно правильно, хотя имели все права на открытие огня по нападавшим – подобные действия, случись они в реальности, не противоречили бы международным нормам. Бурутин подчеркнул: если бы наши миротворцы стали стрелять, жертвы среди полицейских были бы неизбежными. А бойцы «проявили выдержку» и не стали обострять ситуацию.