ФОТО: wirestock/Freepik

Российские ученые раскрыли тайну гидроизоляции древнеэллинских боевых галер 

В Национальном исследовательском центре "Курчатовский институт" детально изучили образцы внутренней и внешней обшивки корпуса античного корабля, обнаруженного на дне Фанагорийской бухты. Затонувшее в I веке до нашей эры судно стало источником ценной информации о технологии судостроения древних эллинов. 

Фанагорийская находка

Корабль, исследованный учеными, был обнаружен в 2012 году во время подводной экспедиции Института археологии РАН. Это военное судно, оснащенное тараном с царским клеймом Митридата Понтийского, является ярким примером эллинистических судостроительных традиций. 

Ученые Курчатовского комплекса НБИКС-природоподобных технологий применили целый ряд методов для анализа состава искусственных покрытий, сохранившихся на внутренней и внешней поверхности бортовой обшивки, а также на шпангоутах - поперечных силовых “ребрах” корпуса. " 

Герметизация швов: комбинация материалов

Результаты исследований показали, что древние корабелы использовали для герметизации швов между поясами внутренней бортовой обшивки просмоленные шерстяные жгуты. Для дополнительной фиксации и гидроизоляции сверху на них наносили композитную смесь из глины с добавлением волос животных и перьев. Так как эти органические материалы почти не подвергаются размягчению в воде, они надежно связывали глину, но и придавали прочность и долговечность покрытию. 

Биозащита: передовые технологии древности

Ученые также обнаружили, что античные корабелы владели технологиями биозащиты судов. Внешняя поверхность корпуса корабля была покрыта смесью биоцидного серосодержащего красителя реальгара с воском и смолами хвойных деревьев. Это покрытие выполняло несколько функций - защищало материал судна от влаги и древоточцев и предотвращало обрастание бортов моллюсками. Все это позволяло судну двигаться с высокой скоростью.