06/08/21

Ростислав Колчак: за кого воевал сын адмирала в Вторую мировую

По книгам и фильмам широко известна история романтической связи Александра Колчака и переводчицы Анны Тимирёвой, жившей с ним в Омске. При этом в тени остаётся судьба законной семьи адмирала – его супруги Софьи Фёдоровны и единственного выжившего сына Ростислава. Отец мечтал сделать из Ростислава военного, однако Колчак-младший взял в руки оружие лишь однажды в жизни – когда разразилась Вторая Мировая война.

Жизнь во Франции

Несмотря на фактический уход Александра Колчака из семьи, о своём сыне он не забывал до конца дней. В письмах адмирал советовал Ростиславу «читать военную историю и дела великих людей» и учиться по ним.

«Я знаю, что ты заботишься о Славушке и с этой стороны я спокоен и уверен, что ты сделаешь всё, что надо, чтобы воспитать его до того времени, когда я буду в состоянии сам позаботиться о нём и постараться сделать из него слугу Родины нашей и хорошего солдата», — написал Александр Васильевич жене в последнем письме 20 октября 1919 года.

А непосредственно перед расстрелом Колчак сказал чекисту Самуилу Чудновскому, что он «благословляет своего сына». Тот пообещал передать эти слова семье «Верховного правителя», но как отмечает историк Питер Флеминг, «ничего сделано не было».

На момент гибели отца Ростиславу Колчаку было почти 10 лет. Вместе с матерью он находился во Франции. Семья Колчака уехала из Севастополя весной 1919 года на британском судне. Через румынский порт Констанца в апреле Софья Фёдоровна с сыном отплыла в Марсель, позже она жила в Париже.

Когда стало известно о расстреле Колчака, его супруга, опасаясь, видимо, за свою жизнь, поселилась с Ростиславом в городке По на испанской границе. Как выяснила публицист Людмила Абраменко-Лёбле, здесь Колчак-младший учился в иезуитском колледже «Непорочное зачатие». С 1923 года пособие, которое выплачивала вдове адмирала «Русская миссия», было понижено с 15 тысяч до 300 франков. Семья «Верховного правителя» жила гораздо хуже других русских эмигрантов, и порой Софье Фёдоровне нечем было даже заплатить булочнику в По. К счастью, ей помогали бывшие сослуживцы и просто идейные соратники мужа.

В 1927 году Ростислав Колчак вернулся в столицу Франции, где окончил Высшую школу дипломатических и коммерческих наук. Очевидцы отмечали, что он был внешне очень похож на отца – даже имел сходную походку и манеру держать сигарету. Но от политических страстей Ростислав Александрович был далёк. В 1931 году он устроился на работу в «Алжирский банк». Сын Колчака взял в жёны другую белоэмигрантку младшего поколения — дочь адмирала Развозова — Екатерину Александровну. Они обвенчались в парижской церкви Св. Александра Невского. В 1933 году Екатерина родила сына, который был назван в честь великого деда (или обоих дедов сразу). Некоторое время молодые жили в Алжире, но климат там оказался неподходящим для ребёнка.

Война и последние годы

После нападения Гитлера на Польшу 29-летний Ростислав Колчак получил повестку в армию Французской республики. На одном из фотоснимков 1939 года он запечатлён в мундире офицера.

Подробности его службы можно узнать из очерка «Адмирал Колчак. Его род и семья», написанного самим Ростиславом в 1959 году. Автор отмечал, что в истории его семьи неоднократно повторялась похожая ситуация – пленение. О себе сын Колчака рассказывал в третьем лице:

«Ростислав, мобилизованный в французскую армию в 1939 году, был взят в плен германцами с остатками 103-го пехотного полка 16 июня 1940 год, после боёв, начавшихся на бельгийской границе и закончившихся на Луаре, при разгроме французских военных сил и взятии Парижа».

Пройдя через фашистские лагеря, Ростислав Александрович вернулся к семье. Только в 1947 году ветеран войны официально получил французское гражданство. Он жил в городе Сен-Манде в 7 километрах от Парижа. Его мать Софья Фёдоровна умерла в 1956 году в русском доме престарелых. Ненадолго пережил её и Ростислав – его здоровье подорвали условия плена. Сын адмирала скончался в 1965 году. Члены семьи Александра Колчака нашли последний покой на эмигрантском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.