Руал Амундсен: главный полярник мировой истории

Подвигов Руала Амундсена хватило бы на несколько поколений. Он совершил сквозное плавание Северо-Западным морским проходом из Атлантического океана в Тихий; обогнул все побережье Северного Ледовитого океана вдоль берегов Америки, Европы и Азии; достиг и Южного полюса; пролетел на дирижабле над Северным Ледовитым океаном. Всё это он сделал первым!

Стать полярником он решил еще в детстве, когда прочитал книгу об экспедиции знаменитого полярного исследователя Джона Франклина. Идея покорение полюса так захватила мальчика, что он решил, не отлагая, начать готовиться к будущим подвигам. Начал он с закаливания организма: спал зимой с открытым окном, бегал на лыжах в самые лютые морозы, купался в студеной воде.

CUPCAKE LOVE

Ради своей мечты, уже будучи молодым человеком, он оставил учебу на «ненужном» медицинском факультете, чтобы поступить младшим матросом на судно «Магдалена», совершавшее плавания по Северному Ледовитому океану. Вскоре Руал сдал экзамен на штурмана и 1897 году отправился в составе бельгийской антарктической экспедиции к Южному полюсу.

Однако первая попытка покорить полюс чуть не обернулась трагедией для молодого полярника. Корабль из-за ошибки капитана оказался в ледяном плену, и команде пришлось 13 месяцев бороться за выживание. Здесь насупило время для Амундсена проявить себя: он фактически взял командование экспедицией на себя, что помогло выжить в абсолютно экстремальных условиях.

17 июня 1903 года Амундсен отправился в качестве командира на судне «Йоа» в Арктику с шестью членами экипажа. Целью экспедиции было отыскать Северо‑Западный проход с востока на запад от Гренландии к Аляске,а также определить текущие координаты северного магнитного полюса. Для первого путешествия командир «Йоа» сам проверил качество собачьего корма, одежды, спальных мешков и т.п. Все было строго рассчитано. Ящики с продовольствием укладывались в трюм, как детские кубики в коробку. Маленькая «Йоа» вместила запасы продовольствия на целых пять лет.

 В первом ряду слева направо: Амундсен, Педер Ристведт, Адольф Линдстрём, Хельмер Хансен. В верхнем ряду Годфрид Хансен и Антон Лунд.

В первом ряду слева направо: Амундсен, Педер Ристведт, Адольф Линдстрём, Хельмер Хансен. В верхнем ряду Годфрид Хансен и Антон Лунд.

Экспедиция длилась почти 3 года, и впервые в истории Северо‑Западный проход был пройден. Во время этого плавания Амундсен отводил исключительное место производству наблюдений в районе Северного магнитного полюса. Впервые произведенные там магнитные наблюдения были так обширны и полны, что ученым понадобилось целых двадцать лет, чтобы их обработать. Никогда до Амундсена наука не располагала столь обширными данными о явлениях земного магнетизма в районе Северного магнитного полюса.

9 августа 1910 года Руал Амундсен отправился в Антарктиду на «Фраме» - знаменитом корабле норвежского полярного исследователя Фритьофа Нансена.

Амундсен тщательно подготовился: удачно выбрал маршрут, организовал систему складов с припасами и успешно использовал санные упряжки с собаками.

Во время похода к Южному полюсу научные изыскания не носили систематического характера, но метеорологически е наблюдения производились неукоснительно. Кроме того, во время пребывания Амундсена на антарктическом материке «Фрам» был отправлен из Китовой бухты для ведения научных наблюдений в Южном Ледовитом океане. 14 декабря 1911 года норвежский полярник первым достиг Южного полюса.

15 июля 1918 года Амундсен отправился к Северному полюсу из Аляски на судне "Мод" Северо‑Восточным путем,но ледовые условия помешали выполнению его замысла. Тогда он решил исследовать Арктику с воздуха. «Я первый стал пользоваться воздушным судном как средством для службы в области полярных исследований», — так говорил сам Амундсен.

Готовя экспедицию на самолетах и, как всегда, испытывая финансовые затруднения, Амундсен имел неосторожность довериться авантюристу Хаммеру. Результаты оказались печальными. Они привели «к самому болезненному, самому унизительному и, по правде говоря, самому трагическому эпизоду моей жизни», — вспоминал он. Руал Амундсен очутился без гроша и был объявлен банкротом. Долги ему пришлось выплачивать до последних дней своей жизни.

Впервые на гидроплане Амундсен осуществил свой полет в 1925 году из Кингсбея на Шпицбергене, но полет этот оказался неудачным и чуть не привел всех его участников к гибели. В 1926 году и был организован перелет через Северный полюс уже на дирижабле «Норвегия».

12 мая дирижабль достиг Северного полюса, а 14 мая - Аляски, где снизился и был разобран. Перелет протяженностью 5,3 тысячи километров продолжался 71 час. Во время полета через полюс на дирижабле «Норвегия» также велись астрономические и метеорологически е наблюдения и, кроме того, наблюдения над атмосферным электричеством. В результате полета выяснилось, что между Северным полюсом и мысом Барроу на Аляске не было обнаружено никакой земли.

После окончания воздухоплаватель ной экспедиции Амундсен строил новые планы: он собирался заняться изучением древних культур народностей, населявших побережье Северной Америки и Северной Азии. Его интересовали вопросы этнографии, археологии и антропологии.

18 июня 1928 года Руал Амундсен вместе с пятью членами экипажа французского гидросамолета «Латам» вылетел из норвежского города Тромсе на поиски итальянского конструктора Нобиле, который потерпел катастрофу в Арктике на дирижабле «Италия». Перед вылетом Амундсен получил сообщение о том, что впереди, у Медвежьего острова, туман, но старта не отменил. Радиосвязь с самолетом прервалась уже через два с небольшим часа. Через шесть часов Амундсен должен был прилететь на Шпицберген, но туда он не прилетел.

Прошло две недели, однако никаких известий от Амундсена не поступало. За это время шведский самолет вывез Нобиле. Ледокол «Красин» спас итальянцев. Оставалась надежда, что Амундсен и его спутники живы, что они спустились где-нибудь на лед и соединились с третьей, ненайденной группой итальянцев. Только пять лет спустя норвежские рыбаки обнаружили обломки самолета. Никаких сомнений в гибели славного норвежца больше не оставалось.