Полдень 31 марта 1814 года стал переломным моментом в истории Европы. Под радостные возгласы парижан и под аккомпанемент топота копыт русская кавалерия во главе с императором Александром I триумфально вступила в столицу Франции. Город, ожидавший расправы, с изумлением наблюдал, как берега Сены буквально на глазах превращаются в подобие донских пляжей: казаки, к восторгу горожан, вовсю принимали «водные процедуры» — кто в нижнем белье, а кто и вовсе без оного.
Шахматный ход
Как же случилось, что непобедимый Наполеон допустил этот блестящий ход? В конце марта он успешно теснил союзные армии и, рассчитывая на их разобщенность, отправился к северо-восточным крепостям для усиления войск. Он не ожидал прямого удара по своему тылу.
Однако 24 марта союзники приняли дерзкий план: отвлечь императора корпусом генерала Винцингероде и, не теряя ни дня, всей мощью обрушиться на Париж. Эта авантюра стоила им 6000 солдат, но всего за сутки столица пала. Узнав о капитуляции, Наполеон, по легенде, воскликнул: «Это превосходный шахматный ход! Я никогда не поверил бы, что какой-нибудь генерал у союзников способен это сделать».
Всем Парижем
Страх перед русскими «варварами» был так велик, что в день вступления войск город замер. Генерал Михаил Орлов вспоминал «глубочайшую тишину», царившую на улицах, и окна, которые «быстро открывались и быстро закрывались».
Тамара Левченко: как фронтовая медсестра чуть не увела Леонида Брежнева из семьи
Все изменилось, когда была обнародована прокламация Александра I, гарантировавшая парижанам покровительство и безопасность. Толпы горожан хлынули навстречу русским войскам. Энтузиазм, особенно среди парижских барышень, достиг невиданного накала: дамы хватали солдат за руки и даже вскакивали к ним в седла, чтобы лучше разглядеть «освободителей-завоевателей». Император строго сдержал слово: малейшие преступления против жителей пресекались на месте.
Казаки в Париже
Если русских солдат и офицеров нельзя было отличить от пруссаков и австрийцев (разве что по форме), то казаки были бородатые, в шароварах с лампасами - такие же, как на картинках во французских газетах. Только реальные казаки были добрые. Восхищенные стайки детей бегали за русскими солдатами. А парижские мужчины вскоре стали носить бороды «под казаков», и ножи на широких ремнях, как у казаков.
Во время своего пребывания во французской столице казаки превратили берега Сены в пляжную зону: купались сами и купали своих коней. «Водные процедуры» принимали, как на родном Дону — в нижнем белье или совсем нагишом. О популярности казаков и огромном интересе парижан к ним свидетельствует большое количество упоминаний о них во французской литературе. Роман Жорж Санд даже называется: «Казаки в Париже».
Казаков пленил город, особенно красивые девушки, игорные дома и вкусное вино. Казаки оказались не слишком галантными кавалерами: по-медвежьи тискали ручки парижанок, объедались мороженым у Тортони на бульваре Итальянцев и наступали на ноги посетителям Пале-Рояля и Лувра.
Русские французам виделись незлобливыми, но и не слишком деликатными в обращении великанами. Парижанки давали солдатам первые уроки этикета.
Французов пугали азиатские конные полки в составе русской армии. Они ужасались почему-то при виде верблюдов, которых привели с собой калмыки. Французские барышни падали в обморок, когда к ним приближались татарские или калмыцкие воины в своих кафтанах, шапках, с луками через плечо, и с пучком стрел на боку.
Еще раз о бистро
Парижане были поражены общением с русскими. Французские газеты писали о них, как о страшных «медведях» из дикой страны, где всегда холодно. И парижане удивились, увидев рослых и крепких русских солдат, которые по виду совершенно не отличались от европейцев. А русские офицеры, к тому же, практически все говорили на французском языке. Сохранилась легенда, что солдаты и казаки заходили в парижские кафе и торопили разносчиков еды: "Быстро, быстро!", поэтому закусочные в Париже-де и стали называться бистро.
Однако эта версия находит подтверждения у французских языковедов. Первые упоминания использования слова «bistrot» во французском языке относятся лишь к 1880-ым. Кроме того, есть похожие диалектные и просторечные слова, например, bist(r)ouille, bistringue или bistroquet. Французский этимологический словарь "Robert" связывает бистро с диалектным bistouille - "пойло, плохой алкоголь". Русская версия квалифицирует как «чистую фантазию».
Командир русского оккупационного корпуса граф Михаил Воронцов в 1918 году, когда последние солдаты покидали Францию, заплатил за всех долги. Для этого ему пришлось продать имение Круглое.

