Русские на английских танках: обратная сторона Курской битвы

Можно смело сказать, что в нашей стране немного найдется людей, которые не знали бы про битву на Курской Дуге. И тот, кто станет рассказывать об этом сражении, в первую очередь упомянет, что это была крупнейшая танковая битва в истории, и, возможно, вспомнит про сражение под Прохоровкой.

Этим мы во многом обязаны такому фильму как «Освобождение», где с большим талантом показан танковый бой между нашими «тридцатьчетвёрками» и немецкими «Тиграми». И сделано это настолько качественно, что даже при всей современной компьютерной технике снять лучше не особо пока получается.

Однако эта картинка, с детства известная многим, сформировала и не совсем правильное представление о том, что же происходило на поле боя у никому не известной тогда деревушки Прохоровка. К сожалению, даже про одно из самых известных сражений Великой Отечественной мы очень многого не знаем.

У села Андреевка

Боевые действия в районе Прохоровки длились несколько дней. 12-го июля развернулись бои к западу от Прохоровки за село Андреевка. В этих боях с одной стороны приняли части дивизии СС «Мёртвая голова», с другой 170-я и 181-я танковые бригады и 36-й отдельный гвардейский тяжёлый танковый полк 18-го танкового корпуса, гвардейские 42-я стрелковая и 9-я воздушно-десантная дивизии. Основной ударной силой выступил 36-й полк, укомплектованный тяжелыми танками. Вступив в бой на 16 танках (5 сломались по дороге) танкисты-гвардейцы уничтожили 6 немецких машин, из которых было два «Тигра». Свои потери составили 7 танков сгоревшими и 4 были подбиты.

С «Тиграми» тогда справлялись немногие, например, советским Т-34 это давалось крайне сложно. Трудно приходилось и тяжелым танкам КВ-1с, которыми комплектовались по штату тяжелые танковые полки.

Но в 36-м гвардейском полку воевали танки, которые в Красной Армии обозначались MK-IV.

Немногим ранее, в том же районе сражался 48-й отдельный гвардейский тяжёлый танковый полк. В своей работе «Британский «премьер» в СССР» известный историк бронетехники, Юрий Пашолок, пишет, что 6-го июля 48-й полк сообщил о 23 подбитых немецких танках и 13 самоходных установках. Свои потери составили восемь машин. На следующий день полк, отходя к Прохоровке потерял ещё семь  танков, но сами гвардейцы подбили 5 танков и 7 самоходок. Этот полк так же был вооружён танками MK-IV. Правда, на этом боевые действия полка на Курской Дуге закончились, оставшиеся шесть танков он передал в 21-ю танковую бригаду, где они продолжили воевать. Полк же отправился получать пополнение и новую технику. Его танки ещё себя проявят, именно их будут забрасывать цветами на улицах освобождённого Киева.

Танки MK-IV встречались и на других участках Курской битвы. На Воронежском фронте воевал 15-й отдельный гвардейский танковый полк прорыва. В ходе начавшегося наступления, в город Орел первыми ворвались танки 34-го отдельного гвардейского танкового полка прорыва Брянского фронта. На соседнем Юго-Западном фронте воевал 10-й отдельный гвардейский танковый полк прорыва.

Танк имени британского премьера

Под советским обозначением MK-IV скрывается английский тяжелый пехотный танк Tank, Infantry, Mk.IV Churchill.

В нашей (и не только в нашей) стране к этому танку традиционно пренебрежительное отношение. Во многом оно связано с тем, что рассказы про этот танк начинают с фразы Уинстона Черчилля: «У танка, названного моим именем недостатков больше, чем у меня самого».

Внешний вид танка «Черчилль» тоже не располагает к симпатии, уж больно архаично он выглядит. Поверхностное знакомство с тактико-техническим характеристиками не прибавляет уважения: лобовая броня хоть и очень толстая — 102 мм (на поздних модификациях даже 152 мм), но скорость маленькая, и вооружение кажется слабым. На первых модификациях танка устанавливалась 2-х фунтовая (40-мм) пушка, на последующих — 6-фунтовая (57 мм), на самых последних была установлена 75-мм американская пушка, довольно слабая для того периода войны.

Однако, воевали «Черчилли» до самого конца войны в первой линии, и были самыми массовыми из всех английских танков, после высадки союзников в Европе.

А испытания «Черчилля» в 1942 году в СССР показали, что машина далеко не так уж плоха. Скорость танка была действительно невелика, максимальная по шоссе 28 км/час, средняя — 25 км/час, но это же был тяжелый танк. И по скорости он вполне был сравним с советским же КВ-1. Зато толстая броня спасла немало жизней советских танкистов, экипажи подбитых танков выживали чаще, чем у других машин.

С 57-мм пушкой всё оказалось тоже не так просто. Результаты испытаний на полигоне, показали, что броню немецких танков английская пушка пробивает эффективнее, чем советские 76-мм танковые пушки. Если 76-мм пушки «тридцатьчетвёрок» с трудом пробивали «Тигры» в борт с расстояния в 200 метров, то 6-фунтовая пушка «Черчилля» справлялась с этой задачей с 800 метров.

Английская броня советских танкистов

Хотя танков «Черчилль» по Ленд-лизу доставили в СССР (по данным М. Баритянского в книге «Танки ленд-лиза в бою») всего 253, воевали они долго и на разных фронтах.

Начав боевой путь в Сталинграде, они затем оказались самыми массовыми тяжелыми советскими танками в сражении под Прохоровкой. «Черчилли» брали Киев, сражались под Ленинградом, брали Таллин и Выборг.

В битве на Курской Дуге кроме «Черчиллей» имелись и другие английские танки. В первую очередь это самый распространенный в Красной Армии английский танк MK-III. Его английское название Tank, Infantry, Mk.III Valentine. В Курской битве «Валентайнами» был частично вооружен 4-й гвардейский танковый корпус Воронежского фронта. Но ещё больше «Валентайнов» использовали в кавалерии или мотоциклетных полках и батальонах. Интересно, что в РККА «Валентайны» воевали до самого конца войны, они даже в боевых действиях против Японии использовались. А вот в самой британской армии их убрали из первой линии уже к моменту высадки в Нормандии, и использовали только как вспомогательные машины. Кстати, «Валентайны» вооружались такой же пушкой, как и «Черчилли».

В небольшом числе (3-5 машин) встречались на Курской Дуге и танки MK-II, то есть английские Tank, Infantry, Mk.II Matilda.

К этому можно добавить, что на вооружении 245-го и 230-го отдельных танковых полков, бригад 6-го и 31-го танковых корпусов Воронежского фронта, 45-го и 193-го отдельных танковых полков Центрального фронта, состояли американские танки МЗл и МЗс («Стюарт» и «Грант»).

В результате получается, что общая картина танковых боев на Курской Дуге была намного разнообразнее, чем мы привыкли представлять по фильму «Освобождение».