Сегодня подвиг Петра Черкасова и членов его команды практически забыт. А между тем именно благодаря Черкасову и его подчиненным был сорван план прорыва германского флота в Рижский залив. Да и в честь русских героев немцы впервые решились сыграть российский гимн.
Путь к подвигу
Петр Нилович Черкасов родился в 1882 году в Нижнем Новгороде в семье морского офицера. Он решил продолжить династию, тем более, что его братья тоже служили на флоте. Известно, что Петр Нилович, еще будучи молодым офицером, в составе экипажа миноносца «Властный» принимал участие в сражениях Русско-японской войны. Впоследствии он окончил Николаевскую Морскую академию и успел послужить на многих кораблях и получить несколько наград.
Незадолго до начала Первой мировой войны Петр Черкасов принял под командование канонерскую лодку «Сивуч». Эта лодка, как пишет Вячеслав Бондаренко в своей книге «100 великих подвигов России», была построена в Петербурге и вступила в строй в 1908 году. «Сивуч» входил в состав дивизии Балтийского флота и был оснащен двумя 120-миллиметровыми и четырьмя 75-миллиметровыми пушками, а также тремя пулеметами. Именно на «Сивуче» Черкасов и совершил свой легендарный подвиг.
Неравный бой
В годы Первой мировой войны «Сивуч» был задействован в реализации боевых задач: лодка обстреливала вражеские позиции на берегу, устанавливала мины, вела патрулирование. Во время одного из таких походов, августовским вечером 1915 года, канлодка повстречалась с германским крейсером «Аугсбург». Петр Черкасов скомандовал: «К бою!», после чего началось ожесточенное сражение, в ходе которого на помощь «Аугсбургу» поспешили и другие немецкие корабли «Нассау» и «Позен».
Выяснилось, что упомянутые корабли прибыли на подмогу «Аугсбургу», так как его капитан был уверен, что ему дал отпор русский линкор «Слава». Он так и доложил адмиралу Шмидту, который, узнав правду, пришел в ярость. Одна единственная канонерская лодка по сути вступила в неравный бой. Хотя «Сивуч» палил по противнику до последнего, пока воды Рижского залива навсегда не сомкнулись над ним и 148 членами его экипажа.
Дань смельчакам
Впрочем, нескольким матросам удалось выжить. По крайней мере, об этом сообщает на страницах своей книги «Капитан 2 ранга Черкасов» Владимир Шигин. По словам Шигина, немцы, пораженные смелостью русских, сами спасали тех, кому посчастливилось уцелеть. На борту «Нассау» врагов торжественно встречали капитан и вся команда. Мало того, корабельный оркестр играл в честь смельчаков российский гимн. Это было в первый и последний раз за всю историю Первой мировой войны.
Что касается Петра Черкасова, то его жизнь закончилась вместе с жизнью его «Сивуча». Посмертно Петр Нилович был удостоен ордена Святого Георгия. Кроме того, бравый капитан 2 ранга стал после гибели капитаном 1 ранга. Также Черкасова исключили из состава флота с формулировкой: «Смертью запечатлел свой подвиг». С этого момента «Сивуч» окрестили «Балтийским «Варягом»», который, как известно, «врагу не сдается».