10/12/20
Bundesarchiv, Bild 183-1986-1214-004 / CC-BY-SA 3.0

«Русский экипаж был пьян»: кого немцы обвиняли в крушении Ту-134 под Берлином в 1986 году

В 2010 году на территории бывшего берлинского аэропорта Шенефельд (ныне пятый терминал нового аэропорта Берлин-Бранденбург) был установлен мемориал в память об одной из самых страшных авиакатастроф за всю историю ГДР.

Ужасная новость

В роковой день 12 декабря в 1986 года самолет Ту-134А Белорусского УГА, летевший рейсом SU-892 из Минска в Восточный Берлин, помимо экипажа из 9 человек, вез на борту 73 пассажира. В их числе были 27 десятиклассников средней школы города Шверина, возвращавшихся в сопровождении учителей с экскурсии по белорусской столице. Погода выдалась ненастная. Было ветрено, небо над Берлином наглухо закрыли кучевые облака, на город опустился густой туман. Чтобы переждать непогоду, экипажу самолета пришлось совершить вынужденную посадку на запасном аэродроме Прага. Затем погода стала улучшаться, полет до столицы ГДР был продолжен.

А вечером того же дня, в 19:30 жители Восточного Берлина, включив телевизоры, содрогнулись от новости: в районе берлинского аэропорта Шенефельд произошла ужасающая авиакатастрофа. Зацепившись за верхушки деревьев, Ту-134А рухнул в лесу и загорелся. Весь экипаж самолета и 61 пассажир погибли на месте, еще двое пассажиров скончались в больнице от полученных травм. Среди погибших – 20 немецких школьников.

В то время подробности авиакатастроф старались не освещать и о подобных происшествиях говорили мало. Первым в набат ударило телевидение Западного Берлина, а вечерний репортаж в теленовостях ГДР занял всего 30 секунд эфирного времени. Газета «Правда» также ограничилась скупым выражением соболезнования без каких-либо деталей происшествия. Тем не менее по столице Восточной Германии моментально распространился слух, будто причиной рокового инцидента стала неисправность самолета или того хуже – состояние алкогольного опьянения, в котором якобы находился экипаж. Опасаясь взрыва антисоветских настроений и актов мести со стороны местных жителей, в день похорон 18 декабря власти были вынуждены ограничить передвижение советской группы войск в Германии, а семьям военных было рекомендовано оставаться дома и не появляться на улицах города.

Цепь роковых ошибок

Как выяснилось в ходе расследования, крушение самолета произошло вовсе не из-за технической неисправности и уж тем более не по вине «зеленого змия». Причиной стало трагическое стечение обстоятельств, приведшее к ряду непоправимых ошибок. Отправной точкой в смертоносной круговерти событий, случившейся после того, как немецкий диспетчер дал самолету разрешение на посадку на 25-ю левую взлетно-посадочную полосу, стала проверка посадочных огней на ВПП №25R, которая на тот момент была закрыта на ремонт. Об этой внештатной ситуации, происходившей как раз во время захода лайнера на посадку, немецкий диспетчер по-английски уведомил экипажи белорусского и следовавшего за ним на посадку венгерского Ту-134. Однако передача такой информации не была предусмотрена правилами радиообмена, а советский бортрадист плохо владел английским языком, из-за чего неверно трактовал сообщение как указание садиться на правую ВВП 25. Командир воздушного судна дал команду: «25 правая, перестроить быстренько». Заметив уклонение метки самолета вправо, руководитель полетов повторил: уходить надо влево, правая полоса закрыта на ремонт, огни включены лишь для проверки. Но поскольку срочное изменение захода самолета на другую полосу осуществлялось вручную и в условиях ограниченной видимости, экипаж был занят внутренними переговорами и не услышал повторного предупреждения диспетчера.

После захода вправо управляющий сигнал самолета на время пропал. В 17:04 по местному времени самолет, находившийся в посадочном положении, задел верхушки деревьев и рухнул в лесу близ Бонсдорфа. Вытекшее из баков авиатопливо воспламенилось, обломки самолета загорелись. Исчезновение злополучного рейса SU-892 с экранов радиолокатора заметили лишь десять минут спустя, первые спасательные службы прибыли на место авиакатастрофы в 17:30. Члены спасательной группы описывали впоследствии, что путь к пострадавшим преграждали сломанные верхушки деревьев, а всюду на ветвях висели страшные «украшения» из сидений и обломков самолета. Эта авиакатастрофа, унесшая жизни 72 человек, до сих пор остается второй по масштабам в Германии после катастрофы Ил-62 в 1972 году, где погибло 156 человек. Согласно выводам следственной комиссии, в инциденте 12 декабря 1986 года были повинны руководитель полетов, сообщивший несвоевременную и неожиданную информацию и не давший команды ухода на второй круг, а также члены экипажа и в первую очередь командир корабля, который так и не принял решения прекратить заход на посадку и уйти на второй круг. Между тем по инструкции необходимость такого решения возникала целых шесть раз, и действия КВС были продиктованы желанием сэкономить топливо и страхом депремирования экипажа.