17/02/26

Русский желудок: какие продукты для него непереносимы

Русская кухня для иностранца — испытание не для слабонервных. Холодец, сало, селедка под шубой, вяленая рыба — все это вызывает у неподготовленного европейца культурный шок. Но наши блюда — цветочки по сравнению с тем, что едят коренные народы Севера или жители отдаленных регионов планеты.

Там, где выживание зависит от умения использовать каждый кусочек пищи, родились рецепты, от которых у современного человека волосы встают дыбом. И дело не только во вкусе или запахе. Некоторые из этих "деликатесов" содержат смертельные яды. Для местных — праздничное угощение. Для чужака — билет в один конец.

Копальхен: мясо с "характером"

Начнем с самого известного (или печально известного) блюда северных народов. Копальхен — традиционное кушанье чукчей, ненцев, эскимосов и других народов Крайнего Севера. Готовят его из мяса крупных животных — моржа, тюленя, оленя или кита.

Технология проста и ужасна одновременно. Мясо сначала охлаждают в воде, потом плотно заворачивают в шкуру (чтобы не было доступа воздуха) и закапывают в болото или в полосе прибоя под гнет. Там оно лежит от нескольких месяцев до полугода, медленно ферментируясь в анаэробных условиях.

Зачем Сталин включил Донбасс в Украину

Когда срок выходит, мясо откапывают и едят... замороженным. Нарезают тонкими ломтиками, которые, по словам очевидцев, буквально тают во рту.

Звучит экзотично. Но есть нюанс: в процессе ферментации в мясе накапливаются ботулин и трупный яд. Для человека, чей организм не привык к такой пище с детства, это смертельная опасность. А вот северяне едят копальхен и наслаждаются.

Кивиак: птица в тюленьей шкуре

Если копальхен — это повседневная еда, то кивиак — блюдо праздничное. Эскимосы готовят его по особым случаям.

Рецепт впечатляет. В тюленью шкуру зашивают несколько сотен птиц — обычно чистиков. Перья не ощипывают, тушки не потрошат. Шкуру закапывают и оставляют ферментироваться на срок до полутора лет. Чем дольше лежит, тем изысканнее считается вкус.

Готовый кивиак едят, предварительно удалив перья. Все остальное, включая внутренности, прошедшие годовую ферментацию, идет в пищу.

Представили? Вот и мы не рекомендуем.

Касу марцу: сыр с сюрпризом

Переместимся с сурового Севера на солнечную Сардинию. Здесь производят сыр, название которого переводится как "гнилой". И это не маркетинговый ход, а честное описание.

Касу марцу — это сыр, который доводят до состояния разложения с помощью личинок сырной мухи. Насекомые поселяются внутри головки и активно работают, превращая твердый сыр в мягкую массу.

Настоящие ценители едят касу марцу прямо с личинками. Но делают это осторожно: обеспокоенные личинки могут прыгать и выстреливать в разные стороны. Существуют специальные очки для поедания этого сыра, чтобы живые "ингредиенты" не попали в глаза.

В 2009 году касу марцу признали опасным для здоровья и запретили в Евросоюзе. Но сардинцы, конечно, продолжают его делать — традиция есть традиция.

Столетние яйца

Еще один ферментированный продукт, правда, на этот раз из Китая. Для приготовления свежие куриные или утиные яйца обмазывают смесью извести, чая, соли и глины и на несколько месяцев помещают в землю. Ферментация должна проходить в щелочной среде и без доступа воздуха. Сильный аммиачно-сероводородный запах такого «лакомства» отпугнет любого желающего попробовать, кроме самих китайцев, которые едят это блюдо с удовольствием.