22/10/24

«Рязанская морда»: о какой внешности так говорят

Выражение «рязанская морда» приходилось слышать многим. Кто-то наделяет его негативными характеристиками, а кто-то стремиться подчеркнуть достоинства. Но о какой внешности так говорят на самом деле?

Народный взгляд

Под «рязанской мордой» следует понимать «эталонную» русскую внешность: круглое ширококостное лицо, нос картошкой, русые волосы. То, что выражение произносят с ноткой пренебрежения, объясняется стремлением показать – человек приехал из деревенской глуши, то есть он без образования, вкуса, умения стильно одеваться и вести себя в обществе.
А как же объяснить присутствие в этом термине указание на русский населённый пункт? Дело в том, что Рязань – старинный город (в 2024 году исполнилось 929 лет со дня основания), вокруг которого было много сёл и деревень.

Научный взгляд

Этнограф Е.М. Чепурковский в своих научных работах под «рязанской внешностью» подразумевает восточных великорусов, принадлежащих к северопонтийскому антропологическому типу. Его впервые в 1932 году выделил исследователь В.В. Бунак в составе населения южных районов Восточно-Европейской равнины.
По мнению учёного, данный тип представлен в трёх вариантах – полесском, центрально-восточноевропейском и нижнеокском (или рязанском). Правда, в 1965 году классификация подверглась пересмотру. Бунак переименовал северопонтийский тип в неопонтийский и разделил его уже на четыре подтипа: верхнеокский, дон-сурский (рязанский), дон-хопёрский (или степной) и средневолжский.
Специалист утверждал, что рязанцы отличаются более тёмной пигментацией, чаще всего брюнеты или шатены, с узкими лицами, чуть раскосыми глазами, прямыми или курносыми небольшими носами. Представителей рязанского типа Бунак наделял ещё припухлым верхним третьим веком.

Всё смешалось в этом доме

Получается, что научная и народная трактовки словосочетания кардинально расходятся. В этом можно «обвинить» нашествие монголо-татар, которые в Рязани обосновались надолго. На протяжении веков образовывались смешанные семьи, в которых рождались дети. Их внешность «впитывала» черты как европеоидной, так и монголоидной рас. Так народные признаки «рязанской морды» постепенно уступали место научным.