31/05/23

Рюрик: кем он был по национальности

Вопрос о том, кем же был по национальности легендарный основатель русской государственности Рюрик уже несколько веков не дает покоя историкам. За столетия споров были приведены самые разные аргументы, озвучены самые причудливые версии. Но базовых варианта по-прежнему два: скандинав или славянин.

Рюрик - скандинав

Версия о том, что Рюрик был скандинавом в наше время пользуется несколько большей популярностью у историков. Хотя тенденция эта сложилась относительно недавно. Большую часть времени официальная российская наука склонялась именно к славянской версии происхождения Рюрика, к так называемой антинорманской теории.

Сторонники же нормандской теории чаще всего отождествляют первого российского князя с Рориком Ютландским, датским конунгом из древнего рода Скьёльдунгов. Он упоминается в ряде раннесредневековых хроник: утверждается, что он с 841 по 873 год правил в Дорестаде и что у его были земли в Фрисландии (современные Нидерланды). Репутация у него среди католических монахов-летописцев была не из самых приятных, в Ксантенских анналах его напрямую называют «язвой христианства».

Первым Рюрика и Рорика отождествил между собой пастор Х. Холлмаг в начале XIX века в работе “Рустрингия, первоначальное отечество первого российского великого князя Рюрика и братьев его. Исторический опыт”. В скором времени его поддержали в Дерптском университете. В отечественной исторической традиции первым специалистом, который пришел к аналогичным доводам, был Николай Тимофеевич Беляев. Доводы сторонников этой версии весомы: в западных хрониках, повествующих о Рорике, есть продолжительный пробел с 863 по 870 год. Ориентировочно на этот период приходится легендарное призвание варягов (вообще летопись говорит о 861 году, но для ранних документов такого рода бывают характерны временные погрешности).

Несколько реже Рюрика отождествляют со шведом конунгом Эйриком Эмундарсоном. Скандинавские саги помнили о нем как об отважном воине, который ходил набегами на разные земли, включая и территорию, которая позже станет называться Русью.

Но тут есть несколько немаловажных нюансов: древнерусский летописец уверенно отличает друг от друга шведов и варягов. Рюрик памятен как основатель государственности, а не очередной налетчик.

Рюрик - славянин

С точки зрения антинорманской версии, Рюрик - это славянин. Вот только все равно не из местных восточных славян, а призванный, западный. В раннем Средневековье территория нынешней северной Германии была населена так называемыми полабскими славянскими.

Одна из версии роднит Рюрика с вождем племени ободритов. Эта версия объясняет появление родового герба князя - пикирующего сокола, так как именно эта птица была символом упомянутого славянского народа. Известно, что и у летописного Рюрика, и у ободритского вождя было по два брата. Их имена созвучны - Трувор и Синеус в русской истории, и Сивар и Труар у ободритов.

Иногда утверждают, что Рюрик - славянин с острова Руян (нынешний Рюген). Эта версия может наиболее правдоподобно объяснить происхождение слова “Русь”.

Значимость вопроса

Современные историки все чаще говорят о том, что вопрос об этнической принадлежности Рюрика не так важен, так как это уже больше легендарный персонаж, чем реальная историческая личность.

Самые ранние записи русских летописей вообще не отличаются большой точностью и достоверностью. Мало кто знает, но вообще русское летописание начинается не с призвания варягов, а с Великого Потопа (где утверждается, что все славяне - потомки Иафета). Есть предание о том, что апостол Андрей в древности приходил на земли будущей Руси. Историки склонны рассматривать эти рассказы лишь как апокрифические легенды. Возможно, что призвание варягов не так сильно отличается от этих ранних сказаний Древней Руси.