«Ржевская битва»: главное поражение маршала Жукова

Несмотря на встречающиеся порой утверждения, что маршал Жуков в своей военной карьере не потерпел ни одного поражения, разбирая историю 1942 года, можно убедиться, что в этом году войска Красной Армии не одержали и ни одной победы под его руководством. Это видно даже из книги «Воспоминания и размышления», где он пишет про события, в которых сам лично не участвовал. А про те операции, которыми руководил он сам, если и есть упоминания, то вскользь и без подробностей.

В постсоветское время книга американского историка Дэвида Гланца «Крупнейшее поражение Жукова. Катастрофа Красной Армии в операции Марс 1942 г.» вызвала много неоднозначных реакций. Однако изучение даже общедоступных архивных документов показывает, что американский историк был неправ. Операция «Марс» была лишь частью целой череды поражений 1942 года, которые потерпели войска под руководство генерала армии Г. К. Жукова. Конечно, наши войска не бежали с поля боя и не попадали в окружение. Но они не выполняли поставленной задачи и несли огромные потери, превышавшие потери противника.

Сразу после битвы за Москву началась Ржевско-Вяземская наступательная операция, которая считается частью Ржевской битвы. Наши потери, по официальным данным, составили 776 889 человек, из них безвозвратно было потеряно 272 320 человек. Общие потери группы армий «Центр» на всех участках фронта (а не только в этой операции) были вдвое меньше и составили с 1 января по 30 марта 330 тыс. человек. При этом в ходе сражения в окружение попали наши 33-я армия и 11-й кавалерийский корпус. Все окруженные войска понесли огромные потери, включая и сражавшиеся вместе с ними значительные силы партизан. Неудачным был и воздушный десант 4-го воздушно-десантного корпуса.

Далее проводилась Первая Ржевско-Сычевская операция, в которой участвовало два фронта. Целью операции была уничтожить немецкие войска на Ржевском выступе. Жуков командовал Западным фронтом, а затем и всем Западным стратегическим направлением. Несмотря на значительные силы, задействованные в операции, результаты были нулевыми, а потери огромными: наши два фронта потеряли 300 тыс. человек и не менее 1000 танков, немцы — около 60 тыс. человек.

После этой операции Г. К. Жуков был назначен заместителем Верховного Главнокомандующего и в этом качестве прибыл под Сталинград. Операции, проведенные там под его руководством, описаны в книге А. Панина «Сталинград. Забытое сражение».

В сентябре под руководством Жукова сначала пытались ликвидировать прорвавшийся к Волге 14-й моторизованный корпус немцев. Затем в Генштабе был составлен план окружения всей 6-й армии Паулюса в Сталинграде. Попытки реализовать это план в сентябре привели лишь к огромным потерям и нулевым результатам.

Неудачи не стали препятствием, и Жуков стал готовить новую операцию «Дон», где силами Донского и Сталинградского фронтов снова планировалось окружить 6-ю немецкую армию. Вся подготовка проводилась в спешке и сводилась лишь к накоплению сил. Спешно сформированные дивизии были совершенно не обучены, разведка не производилась, взаимодействие между войсками не было налажено. Генерал армии Г. К. Жуков был представителем Ставки на Донском фронте, которым командовал генерал-лейтенант К. К. Рокоссовский, на Сталинградский фронт в качестве представителя Ставки прибыл генерал-полковник А. М. Василевский. Наступление началось 20 октября и продолжалось пять дней. Войска Донского фронта не смогли прорвать немецкую оборону, понесли огромные потери, после чего наступление было остановлено. После этого под Сталинградом стали готовить новую операцию под названием «Уран», но Жуков в этом участия не принимал. Он снова вернулся на Ржевский выступ, где приступил к подготовке операций «Марс» и «Юпитер». Эти операции предусматривали уничтожение Ржевского выступа и окружение немецких войск в районе Вязьмы. Все упоминания о том, что Жуков как-то участвовал в подготовке операции «Уран» и в последующем наступлении на Сталинградском направлении, не подтверждаются ни одним документом и выглядят неубедительно. Операция «Марс» по первоначальному плану должна была начаться одновременно с операциями «Уран» и «Сатурн», но сроки везде сдвигались из-за неготовности. Сама операция «Марс» и по масштабам, и по значению была важнее, чем действия под Сталинградом, шла она крайне тяжело и не имела успеха. Предположить, что в этих условиях Жуков мог заниматься еще чем-то, кроме как безуспешными попытками срезать Ржевский выступ, было бы странно.

Операция «Марс» сопровождалась масштабными и безрезультатными потерями. В целом все операции подо Ржевом были провальными, и в конце концов немцы сами его оставили.

При этом сразу после Ржева Жуков занимался другой операцией под названием «Полярная звезда». Операция проводилась уже в 1943 году, и само название в документах появляется позже, но планирование проходило в 1942-м и начинать наступление планировали в конце декабря или начале января в зависимости от погоды. При этом сама операция не представляла ничего нового, начинаться она должна была с окружения и разгрома немецких войск на Демянском выступе и разгроме немецкой группировки у Ладоги. Следующей целью был разгром группы армий «Север». Все это планировалось сделать еще в начале 1942 года, но не удалось. В 1943-м из всего запланированного смогли лишь ценой огромных потерь пробить коридор шириной в 10 км вдоль Ладоги. Это привело к прорыву блокады, хотя и не дало возможность полноценно снабжать город. Но ни одна другая поставленная задача не была выполнена. Так что получается, что за весь 1942 год генерал армии Г. К. Жуков не провел ни одной операции, которую хоть как-то можно было бы считать успешной.