14/12/19

С какой скоростью россиянам нужно рожать детей, чтобы выбраться из демографической ямы

Нас становится меньше

Демографический кризис – это сокращение воспроизводства населения. По разным оценкам ученых и экспертов, население России к середине XXI века сократится до 132–100 млн человек. Так, Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН заявляет о том, что Россия находится на краю крупнейшей демографической ямы, сопоставимой с той, что была вызвана Великой Отечественной войной. Эксперты этой организации уверены, что в течение грядущих двух десятков лет скорость сокращения численности населения в Российской Федерации увеличится в три раза.

Согласно данным Росстата, по итогам первого квартала 2019 года, рождаемость в стране сократилась на 9,1 процента – 355,3 тыс. новорожденных против 462 тыс. умерших. В целом же с 1989 года фиксируется сокращение населения как в целом по стране, так и по каждому из регионов. Например, Ивановская и Тверская области ужались на 22 процента, Тамбовская – на 21, на 20 процентов сократилось население Костромской области. Так что фраза одного из героев фильма «Белые росы» о том, что детей перестали рожать, и скоро уже на улице поздороваться будет не с кем, постепенно становится реальностью.

Мы – за самопроизводство

Директор Института демографии Высшей школы экономики Анатолий Вишневский рассматривает проблему демографии через суммарный коэффициент рождаемости (СКР) – это среднее число рождений на одну женщину в течение всей ее жизни. В настоящее время в России он составляет 1,76, то есть, на смену ста матерям приходят 85-87 дочерей. А для нормального воспроизводства в стране СКР должен составлять 2,1. Однако, если по этому показателю составить рейтинг, а точнее антирейтинг, стран Европы в порядке убывания, то Россия займет в нем четвертое место. Ни одна развитая европейская страна такого показателя не имеет, у всех он намного ниже. Возглавляют мировой список по суммарному коэффициенту рождаемости Нигер с СКР – 7,03, Мали – 6,25, Сомали – 6,17, Уганда – 6,06. По словам Анатолия Вишневского, вряд ли у России есть желание попасть в такую компанию, но стремиться хотя бы к простому самовоспроизводству нам необходимо.

Что касается стран Европы, то свою демографическую проблему они решают с помощью мигрантов. К чему может привести такой путь, красноречиво рассказывает история. Великая Римская империя всего за каких-то сто лет достигла своего расцвета, благодаря нескольким базовым понятиям: доблести, самоотверженности и национального сознания. В последнее входил и демографический рост: население страны росло семимильными шагами за счет естественного прироста. Но когда Рим достиг своего расцвета с численностью коренного населения 1,5 млн человек, в нем начался спад рождаемости. В среднем в каждой римской семье теперь росло не более одного-двух детей. Всевозможные директивы императора Августа не смогли остановить эту тенденцию. Не спас даже закон о том, что бездетные поражаются в наследственных правах. Империя попала в демографическую яму. Чтобы выбраться из нее, римляне стали раздавать гражданство всем желающим. В результате уже в IV веке в римской армии истинных римлян практически не было, она полностью состояла из германцев, арабов, кельтов, фракийцев и других народов. Прошло еще сто лет, и Рим пал. А теперь сравните: в настоящее время в Великобритании, в местечке Сэвил-Таун графства Йоркшир, где население составляет более четырех тысяч человек, осталось всего 48 коренных белых жителей.

Трое детей – это норма

Демографическую проблему нужно решать только за счет стимулирования рождаемости коренных народов России – в этом убеждены практически все эксперты. Единодушны они и в том, что государством мало делается для этого. Так, сегодня в России 7 процентов многодетных семей, а для того, чтобы выбраться из демографической ямы, необходимо, чтобы их было 50 процентов, считает председатель наблюдательного совета Института демографии и миграции Юрий Крупнов.

Трое детей – это по сути норма. Многодетная семья должна начинаться от пяти детей – именно к этому мы должны стремиться, заявляет директор Института демографический исследований Игорь Белобородов. По его мнению, нормы в три ребенка государство может достичь только, если возведет семейную демографическую политику в разряд одной из главнейших в государстве.

Газета «Известия» предлагает изменить подходы к стимулированию женщин рожать детей. Как пример – оплата больничного по уходу за ребенком. Cейчас больничный на детей до семилетнего возраста оплачивается только до 60 дней, на тех, кто старше семи лет – 45 дней. Все, что свыше – маме не оплачивается вообще.

Все решает экономика + модные тенденции

Руководитель рабочей группы по проблемам детства и семейной политики Общественной палаты России Ольга Костина в качестве решения демографической проблемы предлагает поднять уровень жизни и создавать в стране инфраструктуру, способствующую развитию детей: группы продленного дня, досуговые центры и прочее, которые в настоящее время, как правило, являются платными. По факту, говорит Ольга Костина, чем больше детей, тем беднее семья, а такого быть не должно. Иначе мы никогда не выберемся из демографической ямы. 3-4 ребенка в каждой семье – это то, что сегодня необходимо России, как воздух. Но это станет достижимым, если мама будет уверена, что пополнение семьи не вызовет ее пропорционального обнищания.

Ей вторит директор Центра стратегических исследований Михаил Бочаров: по его словам, сокращение населения – это результат падения экономики. Годы реформ принесли сокращение занятых в реальном секторе производства 17 млн человек, закрылось порядка 80 тысяч предприятий. С трудом можно себе представить, что молодая семья, в которой супруги вынуждены искать хоть какую-то работу, озаботится пополнением. Но даже те, кто ее имеют, очень часто получают столь мизерную заработную плату, что даже с одним ребенком еле сводят концы с концами – о двух, трех детях разговор даже идти не может.

«Россия – единственная страна, где в кризис повышают налоги», – говорит доктор экономических наук, член Столыпинского клуба Яков Миркин. По его мнению, политика при которой вместо развития производства предлагается постоянное повышение налогов, приводит лишь к еще большему падению производства и колоссальному расслоению общества. К примеру, в Москве ВВП на душу населения соответствует уровню среднеевропейского города, а в Туве он равен уровню Гондураса или Папуа Новой Гвинеи. И таких, как Тува, у нас большинство.

Директор Института этнологии и антропологии РАН, действительный член РАН, член Общественного совета при ФМС Валерий Тишков уверен, что к действенным экономическим мерам должно быть добавлено такое понятие, как «мода на детей». Семья с как минимум тремя детьми – тот идеал, который должны показывать в фильмах, пропагандировать со сцены, о нем необходимо писать в газетах. Дети должны стать желанными и любимыми, а семья модной и успешной – только так можно будет решить демографическую проблему, уверен ученый.