С шашками на танки: кто на самом деле совершил эту ошибку в Великую Отечественную

Вторую мировую войну называют первой «войной моторов». Но не только. Иногда в трудах историков можно прочесть, что Вторая мировая стала последней войной кавалерии.

Это вполне справедливо и по отношению к Великой Отечественной войне. Несмотря на то, что к сороковым годам лихие конные атаки времен Гражданской уже  безнадежно устарели, кавалеристам все же нашлось место на полях сражений.

Кавалерия в РККА перед войной

Опыт Первой мировой войны с ее тяжелыми позиционными боями и возрастающей ролью тяжелой техники, показал военным специалистам всех стран, что кавалерия уходит в прошлое. В этом смысле СССР не был исключением.

Несмотря на то, что наркомом обороны вплоть до 1940 года был лихой кавалерист времен Гражданской Климент Ворошилов, в СССР на протяжении ряда предвоенных лет неуклонно шло сокращение конницы в армии. В 1938 году в нашей стране было 32 кавалерийские дивизии и 7 корпусов. К лету 1941 года кавалерийских дивизий осталось 13, а корпусов – 4. Конных бойцов к началу войны насчитывалось 116 тысяч – менее 7% от общего численного состава армии.

Разумеется, не все советские военачальники, из числа тех, что прошли Гражданскую войну, были согласны с такой ситуацией. Маршал Тимошенко в 1940 году на совещании командного состава говорил: «…На наших обширных театрах конница найдет широкое применение в решении важнейших задач развития успеха и преследования противника, после того как фронт прорван». Ему вторил сам Буденный, утверждавший: «Что понимается под стратегической конницей? Крупные соединения конницы, усиленные мехсоединениями и авиацией, действующие в оперативном взаимодействии с армиями фронта... Такие соединения являются оперативным средством фронтового значения». Буденному же приписывают слова: «Лошадь себя еще покажет!»

И ведь прав оказался старый кавалерист!

Красные конники против вермахта

Специфические условия войны на наших просторах – бездорожье, лесистая местность, сложность со снабжением горючим и т.д – в первые же недели войны показали, что совсем отказываться от кавалерии было рановато. Уже в середине июля 1941 года Жуков писал в директивном письме Ставки: «Нашей армией несколько недооценивается значение кавалерии. При нынешнем положении на фронтах, когда тыл противника растянулся на несколько сот километров в лесных местностях, рейды красных кавалеристов могут сыграть решающую роль в деле дезорганизации управления и снабжения немецких войск».

Численность кавалерии начали увеличивать. И уже к 1943 году в рядах РККА насчитывалось 26 кавалерийских дивизий, в которых воевало почти 250 тысяч человек. Неоценимую роль в деле укомплектования РККА лошадьми сыграла помощь из Монголии. Почти полмиллиона неприхотливых и сильных лошадок, которых на фронте именовали «монголками», поставила для армии СССР эта страна.

Кавалерийские части активно использовались во всех крупных операциях Великой Отечественной. Впервые они показали себя в контрнаступлении под Ельней, сумев энергичным рейдом по тылам противника задержать подход резервов вермахта.

Во время битвы за Москву, когда удалось повернуть врага прочь от столицы, почти четверть наших дивизий были кавалерийскими.

По большей части эти дивизии были именно такими, как предлагал еще до войны Буденный: всадники представляли собой «пехотинцев в седле», для которых лошадь была средством для быстрого перемещения к месту сражения. Все эти конные отряды были усилены мехсоединениями, авиацией и артиллерией.

Однако, были в ходе Великой Отечественной и классические конные атаки с шашками. Именно так в 1942 году была атакована и разбита немецкая пехота у станицы Кущевской. Последнее настоящее конное сражение в истории разыгралось в 1945 году под Будапештом, когда кавалеристы 5-го гвардейского Донского корпуса атаковали венгерскую конницу. Бой завершился полным разгромом противника.

Великолепно показали себя кони и в партизанских отрядах. Добыть корм для лошадок в условиях белорусских или брянских лесов было намного проще, чем бензин для автомобилей, а обмотав копыта лошадей мешковиной, партизаны обеспечивали скрытность, чего нельзя было добиться при работающих двигателях.

А еще кони были неоценимыми помощниками полевых кухонь, артиллерийских частей, при каждом пехотном полку полагалось иметь 350 лошадей для разных надобностей.

С шашками на танки

Миф о тупых военачальниках, бросавших кавалерийские части с шашками на танки – один из самых устоявшихся мифов о начальном этапе войны. Несмотря на то, что на территории СССР никогда ничего подобного не было, эта небылица продолжает кочевать по страницам прессы и интернет-сайтам. Когда же и как она возникла?

По всей видимости, источником послужили боевые действия в Польше. Когда немцы напали на эту страну, первое сражение было принято полком польских улан. Они успешно рассеяли германскую пехоту, однако при появлении танков и бронеавтомобилей кавалеристы, разумеется, вынуждены были отступить. Польские уланы были храбрецами, но не идиотами. Тем не менее в этом бою погибли очень многие кавалеристы, включая самого полковника, и это дало основания Гудериану впоследствии написать в своих мемуарах: «Польская поморская кавалерийская бригада из-за незнания конструктивных данных и способов действий наших танков атаковала их с холодным оружием и понесла чудовищные потери».

Видимо, отсюда и пошли байки про конные атаки с шашками на танки.

В Великой Отечественной войне таких эпизодов не было. Зато были успешные действия красных кавалеристов, внесших немалый вклад в общую Победу. Не случайно в параде Победы на Красной площади участвовали и кавалерийские части. И легендарные военачальники – принимавший парад Жуков, и командовавший войсками Рокоссовский – были верхом на прекрасных боевых конях.