22/11/25

Саид-бей: чем закончилось сотрудничество внука Шамиля с немцами

Его судьба могла бы стать сюжетом для политического триллера: рожденный в Стамбуле внук легендарного имама Шамиля, он вернулся на историческую родину, чтобы поднять восстание, вел переговоры с нацистами о независимости Кавказа и до конца жизни оставался непримиримым врагом советской власти.

Наследник имени

Мухаммад Саид (Саид-бей), родившийся в 1901 году в Стамбуле, был внуком Шамиля от его младшего сына. Получив блестящее образование в престижном лицее и овладев несколькими языками, он казался идеальной фигурой для продолжения дела своего великого деда.

В 1920 году, когда на съезде в чеченском селении Капши горцы искали лидера для своего освободительного движения, выбор пал на семью Шамиля. Пожилой и больной Мухаммад Камиль отправил вместо себя 19-летнего Саид-бея — так началась политическая карьера молодого человека.

Фантом ДНК: как советский ученый доказал существование души

Вскоре Саид-бей вместе с Нажмутдином Гоцинским, объявившим себя имамом, возглавил антисоветское восстание горских народов Северного Кавказа. Саид-бей обосновался в селе Дарго Веденского района, откуда и руководил действиями своих «войск», насчитывавших к весне 1921 года свыше 7 тысяч штыков и 2,5 тысячи сабель. Однако, несмотря на численность боевиков, восстание было подавлено Красной Армией. Саид-бей был ранен, но ему удалось бежать обратно в Турцию.

Внук Шамиля и нацисты

Тем не менее внук Шамиля не оставил своей деятельности. Саид-бей увидел шанс свергнуть большевизм тогда, когда к власти в Германии пришел Адольф Гитлер. Советской внешней разведке стало известно о том, что Саид-бей, будучи одним из лидеров северокавказской эмиграции, сотрудничал с немецкой разведкой еще с начала 1935 года. Во время встречи с представителем упомянутой разведки в Стамбуле внук имама подчеркнул, имея в виду магометанский Кавказ, что «кавказский национализм по духу во многом родственен нацизму». Известно также, что Саид-бей Шамиль обращался к турецким властям в Анкару за разрешением на организацию вооруженных групп на турецко-советской границе.

Что на самом деле случилось между Пушкиным и Дантесом?

Впрочем гитлеровцам предложил свои услуги и другой чеченский эмигрант – издатель журнала «Кавказ» в Берлине Али-хан Кантемир. Однако немцы поначалу выбрали внука Шамиля за его происхождение. Вот только программа Саида не понравилась нацистам: тот хотел, чтобы Дагестан стал независимым, в то время как немецкое командование планировало включить Дагестан в состав Третьего Рейха. Осенью 1942 года Сад-бей, который не собирался идти на уступки, прервал переговоры и уехал обратно в Турцию. А вот Кантемир пошел на сотрудничество и вместе с нацистами разработал политическую программу, касавшуюся судьбы кавказских народов.

После окончания войны

Несмотря на произошедшее, Саид-бей Шамиль был уверен в том, что Советский Союз рано или поздно потерпит крах. Однако он считал, что это должно случиться не по какой-либо внешней причине. «Угнетенные народы сами разрушат стены своей тюрьмы» — говорил внук Шамиля. Своих взглядов Саид не скрывал. До Второй мировой войны Шамиль имел резиденцию в Варшаве и издавал там журнал «Северный Кавказ». Неудивительно, что Саид-бея советская пропаганда называла не иначе как «зоологическим коммунистом». Так ругали в СССР лишь самых ярых антикоммунистов и антисоветчиков.

Однако Саид-бей Шамиль не унимался. Например, в 1969 году в докладе, прочитанном во Всемирной исламской лиге, он заявил о том, что в СССР проводится «политика дискриминации наций», и о том, что «мусульмане вынуждены скрывать свою религиозную принадлежность». Именно внук имама основал в Турции «Фонд образования и культуры имени Шамиля», действующий и по сей день. Этому фонду Саид-бей завещал свою богатую библиотеку. А скончался Саид-бей Шамиль в 1981 году. На этом ветвь младшего сына Шамиля прервалась, так как у Саида не было детей. Не оставили после себя потомства и сестры Саида.