Московский метрополитен стал не просто транспортным проектом, а грандиозным политическим манифестом. Как заявил Лазарь Каганович в день его открытия 15 мая 1935 года: «Победа метрополитена — победа социализма». Это был символ мощи СССР, призванный затмить все западные аналоги. Но за это величие страна заплатила колоссальную цену.
Битва за престиж
Строительство первых 13 станций с 1931 по 1935 год стало настоящей битвой. Первоначальная смета составляла 400 млн рублей, но очень скоро выяснилось, что реалии гораздо суровее.
Нехватка опыта, сложные грунты и неэффективная организация привели к гигантскому перерасходу. К 1932 году план был выполнен лишь на треть, а бюджет уже исчерпан. Итоговая стоимость первой линии достигла 700 млн рублей — почти вдвое больше запланированного.
«Калина красная»: в чём уголовники обвиняли режиссёра фильма Василия Шукшина
Деньги уходили не только на тоннели. Импортное оборудование порой простаивало, уступая по эффективности «ручному труду комсомольцев», что обошлось казне в миллионы. Но на отделке не экономили: метро должно было поражать воображение. На возражения, что проект станции «Кропоткинская» напоминает древнеегипетский храм, архитектор Душкин парировал: «У них дворцы для фараонов, а у нас — для народа!»
От гигантомании к экономии
Вторая очередь (1937–1938 гг.), включившая новаторские станции вроде «Маяковской», обошлась уже на 30% дешевле — сказался накопленный опыт.
Но настоящим испытанием стала война. Третью очередь пришлось свернуть, а метро подготовили к уничтожению на случай взятия Москвы. После победы строительство возобновили, но пафос сменился: в отделке доминировала военная тематика, а новые станции-бомбоубежища должны были защитить от ядерной угрозы. Большинство смет Генплана этого периода пока засекречены. Стоимость работ в 1938–1945 годах оценивается в 0,5–1 млрд рублей.
Апогей «сталинского ампира»
Четвертая очередь — с конца войны до смерти Сталина, отмечена особой помпезностью и пышностью — это расцвет «сталинского ампира». Особое внимание уделялось мерам безопасности в связи с началом «холодной войны». Новые станции глубокого заложения (Арбатская линия) должны были стать бомбоубежищами для москвичей на случай начала ядерной войны.
По оценкам экспертов стоимость воплощенных проектов составляла не менее полутора миллиардов рублей. Учитывая, что послевоенные годы стали особенно тяжелыми для страны, которую надо было восстанавливать, отстраивая буквально из руин, это были колоссальные траты!
Всего с начала строительства метро до смерти И. В. Сталина по разным оценкам на реализацию планов Метростроя было затрачено порядка 3-4 миллиардов рублей.
После смерти «отца народов» на XX съезде КПСС в рамках реализации планов «преодоления культа личности» постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР № 1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» было решено свести к минимуму все архитектурные излишества, в том числе в строительстве метро. Метрогипротранс немедленно отреагировал разработкой новых типовых проектов станций и иных сооружений метрополитена. Но, поскольку ряд уже начатых объектов оказался в подвешенном состоянии, к существенной экономии это привело не сразу.
