03/01/25

Самое недоступное место на Земле: какие тайны скрывает точка Немо

Пожалуй, самым потрясающим фактом, касающимся этой условной точки в Мировом океане, являются результаты расчетов хорватского инженера Хвойе Лукатела, собственно, и вычислившего данный океанский полюс недоступности.
Лукатела подсчитал, что точка Немо «ближе к людям в космосе», чем на Земле – до орбиты «населенной» международной космической станции (МКС) 400 км, а до обитаемого острова (чилийский остров Пасхи) – почти в 7 раз больше. На нашей планете в этом радиусе суши с людьми больше нигде нет.

Где это вообще

Научно-популярное географическое издание National Geographic дает подробные координаты точки Немо (к слову, назвал ее так именно «первооткрыватель» Лукатела в 1992 году). Это в южной части Тихого океана, точка Немо на самом деле является наиболее удаленной географической координатой Мирового океана не только от обитаемых мест Земли, но и от суши в принципе – свыше 2,6 тысяч километров до каждого из ближайших двух островов (Махер и Моту-Нуи) и атолла Дюси. Все эти три точки надокеанской поверхности Земли необитаемы.

О ней знали еще до открытия?

Невероятно, но факт: известный американский писатель-мистик, автор произведений, которые литературоведы определяют как самостоятельный поджанр «лавкрафтовские ужасы», Говард Лавкрафт в своем рассказе «Зов Ктулху» (1926 год) в качестве географических координат затонувшего острова-города, где происходят вымышленные страшные события, приводит данные по широте и долготе весьма близкие реально существующей мистической точке Немо.

Откуда рев?

В 1997 году американское Национальное управление океанических и атмосферных явлений (NOAA) сообщило, что в районе точки Немо его специалисты зафиксировали таинственный шум, звук, который впоследствии получил название «Bloop» («рев»). Мировые СМИ тотчас же подхватили и растиражировали эту сенсацию. Как сообщало ВВС, тот шум был даже пронзительнее, чем инфразвуковой голосовой сигнал синего кита.
Однако, проведя более детальные исследования, NOAA дала весьма прозаические объяснение данному загадочному явлению – это был звук трескающихся и ломающихся океанических льдов, генерирующих при этом мощные низкочастотные звуки.

Кладбище погибших кораблей

По данным Би-би-си, точка Немо «по умолчанию» используется многими мировыми космическими агентствами как район затопления отслуживших свой век космических аппаратов и их останков. Географическое ее расположение, большая удаленность от мест обитания людей, очень удобны в плане экологической безопасности подобной утилизации. По данным экспертов, на дне Тихого океана в районе полюса недоступности сейчас лежит от 100 до 250 остовов данных объектов, нашедших здесь последний приют, начиная еще с середины 70-х годов прошлого века.
Где-то в этих местах в марте 2001 года затопили и то, что осталось от уникальной российской орбитальной станции «Мир», работавшей еще на СССР (с февраля 1986 года).
Американский профессор Элис Горман из университета Флиндерс, специализирующаяся на космической археологии (есть и такая отрасль науки), исследует остатки упавших летательных аппаратов с точки зрения их воздействия на окружающую среду и взаимодействие с ней. Она считает, что часть несгоревших в атмосфере остатков «Мира» упали на пляжи многочисленных островов Фиджи, а остальные затонули в океане.

Там живет «йети краб»

О том, что в районе точки Немо в 2005 году обнаружен неизвестный ранее вид краба, сообщил американский океанограф Стивен Д'Хондт из университета Род-Айленда. Это Kiwa hirsuta (его еще называют «йети краб» – «краб, которого не может быть, но он существует») – 15-сантиметровое десятиногое ракообразное, обитает в районе гидротермальных источников в южной части Тихого океана. Первый (и пока единственный на сегодняшний день) образец (самца) достали с глубины боле 2 км.
Журналисты сразу же засыпали Стивена Д'Хондта вопросами, возможно ли на дне океана в точке Немо обнаружить чудовищ, описываемых Говардом Лавкрафтом. Д'Хондт сказал, что это маловероятно. Но то, что акватория данного океанского полюса недоступности может предоставить ученому миру еще какие-либо открытия – это факт.