26/12/22

Самое страшное время в блокадном Ленинграде: когда оно было

Блокада Ленинграда стала наиболее тяжким испытанием для города и его жителей за всю историю Северной столицы. Голод, холод, бомбардировки и смерти были спутниками ленинградцев долгие 2,5 года.

Темные времена

Гитлеровское командование понимало, что Ленинград для СССР имеет крайне важное стратегическое, экономическое и культурное значение. Захват Северной столицы означал бы не только падение одного из символов страны, он также открывал бы дорогу германской армии на юг к действующей столице Советского Союза – Москве.

Планомерное и массированное наступление на Ленинград силами группы армий «Север» началось в июле 1941 года, и уже 8 сентября 1941 года Северная столица оказалась в кольце. Почти 3-миллионный город лишился транспортной связи с остальной страной. Берега Финского залива были под контролем врага, противник также наступал вдоль восточного берега Ладожского озера, однако полностью его захватить не смог. Это озеро и стало той легендарной «дорогой жизни», по которой жителям блокадного города поступала помощь.

После того, как окружение вокруг Ленинграда окончательно сомкнулось жители начали готовиться к возможной блокаде. В магазинах были скуплены все продукты, а в сберкассах со сберегательных книжек сняты все деньги. К сожалению, запастись продовольствием удалось далеко не всем. Но даже те, кто смог скопить кое-какие припасы, съели их задолго до окончания первой блокадной зимы. Немногим посчастливилось эвакуироваться из Ленинграда. Постоянные обстрелы германской артиллерии не позволяли безопасно покинуть город. Для ленинградцев наступили темные и страшные времена.

Только в январе 1943 года советским войскам удалось пробить брешь в немецкой обороне и частично деблокировать город. Полностью блокада Ленинграда была снята только 27 января 1944 года. Однако отбросить гитлеровцев подальше от Северной столицы за пределы Выборга и Петрозаводска Красная Армия смогла лишь летом 1944 года.

Блокада Ленинграда длилась 872 дня. За это время немцы обрушили на город 150 тысяч тяжелых артиллерийских снарядов и более 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб. Полностью было разрушено более трех тысяч зданий, частично обрушились около семи тысяч. Однако главные памятники города были сохранены. Ленинградцы укрыли их от противника мешками с песком и фанерными щитами. По разным оценкам, блокада Ленинграда унесла жизни от 600 тысяч до 1,5 миллиона человек. Из них от бомбардировок и артобстрелов погибло лишь 3% горожан, остальные умерли от голода.

Тяжелые испытания

Первая зима в осажденном Ленинграде выдалась самой холодной. Столбик термометра временами опускался до -32°С. Ситуацию осложняли обильные снегопады. Они в зиму 1941/42 годов были аномальными. Снежный покров в городе на Неве полностью растаял лишь к концу апреля. Лишенные электричества и отопления ленинградцы вынуждены были затапливать печки-буржуйки, а когда закончились дрова в качестве топлива использовали все, что могло гореть: мебель, книги, старые вещи.

В городе ни на день не прекращались артобстрелы. Нередко гитлеровцы атаковали ленинградцев по нескольку раз в день: люди были вынуждены искать убежище в подвалах. Самый продолжительный артобстрел произошел ближе к окончанию блокады – 17 августа 1943 года, когда в течение 13 часов на город обрушилось около 2 тысяч снарядов.

По словам историка Никиты Ломагина, такая тактика созрела в руководстве рейха еще до начала блокады: немцы намеревались сжимать кольцо вокруг города как можно плотнее, нанося удары по важнейшим объектам инфраструктуры. В Берлине рассчитывали взять город измором и ожидали скорой капитуляции его защитников. От идеи штурма города отказались, чтобы не рисковать жизнями немецких солдат, отмечает историк.

Однако не холод и не артобстрелы стали самым тяжким испытанием жителей Северной столицы. Самым страшным врагом ленинградцев был голод. В начале осени никто не мог подумать, с чем придется столкнуться зимой. Председатель общественной организации «Жители блокадного Ленинграда» Галина Тихомирова, которая сама пережила блокаду, в интервью информационному агентству «Regnum» рассказывала, что многие были уверены, что немцев в скором времени отбросят от Ленинграда и осенью боевые действия переместятся на территорию противника. Большинство людей, с ее слов, первое время и не думали выкупать карточки, просто никто не знал, что будет такая страшная зима.

Роковой пожар

Одним из событий, повлиявших на обеспечение Ленинграда продуктами питания, стал пожар на Бадаевских складах, который спровоцировали бомбовые удары Люфтваффе 8 и 10 сентября 1941 года. В результате авианалетов на продовольственные склады было сброшено около 280 зажигательных бомб, которые разрушили почти 50 строений. По официальным данным, на тот момент в хранилищах находилось 3000 тонн муки и 2500 тонн сахара. Кроме того, на складах пожаром были уничтожены неподсчитанные объемы печенья, конфет и других продуктов.

Лишь малую часть продовольственного сырья ленинградцам удалось спасти. Свидетельница тех страшных событий Альма Орехова вспоминала, как расплавленный огнем сахар растекался по земле. «Мама поехала и привезла немного черной, сладкой земли. Будто пропитанной патокой», – рассказывает Альма.

Более поздние расчеты показали, что уничтоженные запасы сахара могли обеспечить потребности населения города на протяжении одного месяца исходя из нормы в 6 чайных ложек сахара на человека в день. Также хранившиеся на Бадаевских складах объемы муки позволили бы не снижать норму выдачи хлеба для гражданских лиц в период с 20 ноября по 24 декабря 1941 года до рекордно малого размера 125 граммов в сутки.

Ситуация с продовольствием в Ленинграде стала угрожающей уже в начале осени. Исходя из данных Ленгорисполкома, на 12 сентября 1941 года в городе оставалось продуктов питания: хлебного зерна и муки — на 35 суток, крупы и макарон — на 30 суток, мяса и мясопродуктов — на 33 суток, жира — на 45 суток, сахара и кондитерских изделий — на 60 суток.

Рекордными темпами сокращался суточный расход муки на выпечку хлеба. Если 11 сентября 1941 года он составлял 2100 тонн, то 20 ноября он опустился до 510 тонн. Недостаток муки восполняли жмыхом, отрубями, солодом, целлюлозой, крапивой, а в дни тотального дефицита – обойной пылью и опилками.

Строжайшая экономия

Вследствие нехватки муки из 18 ленинградских хлебозаводов, работавших до войны, только 10 функционировали во время блокады. Так как моторизированный транспорт в зиму 1941/42 годов практически не работал, грузы завозились со складов вручную или на санях.

Хлеб был самым главным продуктом в рационе блокадных ленинградцев. Его по карточкам выдавали ежедневно. Другие продукты – раз в десять дней. Цена на хлеб, отпускавшийся по карточкам, составляла 1,7 — 1,9 рубля за килограмм, а на тот, что продавали на рынке, цена могла доходить до 500 рублей за килограмм. Правда, постепенно рыночные цены на хлеб стали снижаться, и в марте 1942 года его цена составляла не более 150 рублей за килограмм. Впрочем, как отмечают блокадники, цены были условные, так как процветала меновая торговля. Обменивали товары, которые имели хоть какую-ту ценность для голодных, замерзающих и обессиленных горожан.

Самый тяжелый период с поставками хлеба пришелся на декабрь 1941 года. Именно тогда суточная норма для иждивенцев, служащих и детей была урезана до 125 граммов в сутки. Рабочие получали по 375 граммов, военные по 500 граммов, остальные категории населения – по 250 граммов. По воспоминаниям переживших блокаду людей, эти два с половиной года слились «в одну бесконечную темную ночь», единственной мыслью в которой было – поесть! Нормы питания понемногу стали восстанавливаться лишь после 25 декабря 1941 года.

Смертность на убыль

Генерал-лейтенант интендантской службы в годы войны, уполномоченный Государственного комитета обороны по обеспечению продовольствием Ленинграда и Ленинградского фронта Дмитрий Павлов признавался, что период с середины ноября 1941 года до конца января 1942 года был самым тяжелым за все время блокады. На тот момент внутренние ресурсы оказались практически исчерпанными, а доставка жизненно важных товаров по льду Ладожского озера еще не была налажена.

Именно в этот период фиксировалось больше всего смертей среди ленинградцев. За все зимние месяцы 1941/42 годов погибло свыше 250 тысяч человек. Мужская смертность почти в два раза превышала женскую, так что к концу войны женщины составляли основную часть городского населения.

Выработка электроэнергии в первую блокадную зиму составляла не более 15% от довоенного уровня. Не работали отопление, водопровод и канализация. Остановилась работа практически всех фабрик, за исключением тех, что имели оборонное значение.

Среднесуточная температура в городе в период со второй половины октября 1941-го по середину апреля 1942 года не превышала 0 °C. Устойчивые отрицательные значения температуры были зафиксированы уже с 11 октября. Даже в начале мая столбик термометра часто опускался до +1 °C. По данным ученых, климатическая зима в Ленинграде и пригородах 1941/42 годов составила 178 дней.
Число внезапных смертей на улицах города стало уменьшаться весной 1942 года по мере потепления. Так если в феврале было подобрано не менее 7000 жителей, в апреле – около 600, то за май эта цифра составила 50 человек. Тоже самое касается общего количества смертей. Если в январе-феврале 1942 года в Ленинграде ежемесячно умирали почти по 130 тысяч человек, то в мае этот показатель снизился до 50 тысяч жителей. Всего же за наиболее тяжелый период блокады зимы-весны 1941/42 годов умерло 780 тысяч ленинградцев.