Реальная угроза ядерной войны заставила мировые державы до мелочей продумать защиту от нападения. Например, как лучше укрыть руководство страны? Спрятать в бункере? Опустить под воду? Или всё же отправить в небо? Результатом поиска ответов на эти вопросы стало появление самолётов «Судного дня» — полноценных командных пунктов, готовых на недели предоставить командованию возможность управления из воздуха без какого-либо ущерба самому процессу.
«Горбатый» и тяжёлый
Отечественный вариант такой машины – Ил-80 – появился ещё в советское время. Производить его начали в середине 1980-х годов, всего выпустили четыре экземпляра – два основных и два запасных.
При создании за основу самолёта конструкторы взяли пассажирский Ил-86, фюзеляж которого был достаточно широк, чтобы разместить габаритную аппаратуру. Однако от предка он отличается высоким «лбом» - на носовой части корпуса расположили крупный накладной отсек, куда поместили необходимое для управления радиоэлектронное оборудование. Также на Ил-80 нет иллюминаторов – это сделано для того, чтобы пассажиры и экипаж не ослепли от вспышки близкого ядерного взрыва. Ещё одной визуальной особенностью стала выпускная тросовая антенна для связи с подводными лодками, расположенная в хвостовой части.
Кроме того, на Ил-80 установлено четыре опоры шасси – необходимость, связанная с тем, что самолёт вышел очень тяжёлым. Ведь помимо электроники, на нём применена усиленная конструкция крыла и корпуса, способная минимизировать ущерб от ядерного взрыва. Из-за этого изделию «65с» даже приходится взлетать со специально подготовленной взлетно-посадочной полосы.
Внутри предусмотрены помещения для работы и отдыха высокопоставленных пассажиров, дополнительные ёмкости для запасов топлива.
Электронная «изюминка»
Оружия на Ил-80 нет. Предполагается, что защищать его должна истребительная авиация сопровождения. А главная «изюминка» самолёта — в электронной начинке.
Правда, информация о том, что конкретно установлено на нём, засекречена. Но известно, что на борту есть аппаратура для управления всеми видами и родами Вооруженных сил, установлена радиостанция Р-176, которая позволяет поддерживать связь с наземными войсками в любых известных диапазонах вещания и приема сигнала. Снаружи фюзеляжа есть коротковолновые антенны на случай, если радиорелейные станции на земле будут выведены из строя. То есть фактически самолёт способен действовать автономно в случае уничтожения наземного и спутникового оборудования систем ретрансляции, связи и навигации.
Чтобы всё оборудование работало, на борту необходимо было установить дополнительные источники энергии. Ими стали турбогенераторы, которые спрятаны в гондолах и также закреплены на пилонах под крылом – всего таких устройства четыре.
Сомневаться в том, что на Ил-80 поставили новейшую технику, какая только есть в авиации, не приходится. При этом машины не перестают совершенствоваться. Так, один из экземпляров – RF-93642, бывший 86148 – прошёл модернизацию с установкой нового оборудования в 2015 году.
Дальнее будущее
Поскольку перед самолётами «Судного дня» стоят очень сложные и важные задачи, требования к ним предъявляют самые жёсткие. Например, «дальность и продолжительность полёта должны обеспечить вывод ставки Верховного главнокомандующего из угрожаемой зоны в случае опасности войны любой интенсивности».
В этом плане Ил-80 оказался не самым успешным образцом. Базовые лайнеры Ил-86 — среднемагистральные, они рассчитаны на дальность полёта всего 3800 километров, чего недостаточно для воздушного пункта управления. Для сравнения, у американского аналога - Boeing E-4B – показатель составляет 11 тысяч километров.
Конечно, российский самолёт «Судного дня» способен работать автономно в течение нескольких дней. Но для этого его необходимо постоянно дозаправлять – и делать это придется чаще, с учётом не самых выдающихся возможностей.
Вероятно, именно поэтому ещё в 2016 году военное руководство России заговорило о планах разработать новые воздушные командные пункты на основе Ил-96-400м, дальность которых почти в два раза выше. Проект получил название «Звено-С».
«Ил-80 имеют ряд особенностей, не позволяющих раскрыть потенциал в полной мере. «Звено-С» эти пробелы сможет ликвидировать за счёт улучшенных эксплуатационных характеристик: это и дальность, и время патрулирования, это и улучшение систем связи. Насколько я знаю, там будут использованы полностью российские компоненты, что позволит обезопасить, в том числе, системы связи от нежелательного влияния и какой-либо прослушки», — отмечал в эфире радио Sputnik эксперт Российского института стратегических исследований Андрей Губин.
Один самолёт проекта «Звено-С» уже находится в производстве, его готовят в Воронеже. Об этом в июле 2021 года сообщило РИА «Новости». Пока в планах – два самолёта, в перспективе не исключён заказ еще одного.