Многие страны вступили во Вторую мировую войну с устаревшими типами боевых самолётов. Это касается, в первую очередь, стран антифашистской коалиции, в то время как страны «оси», первыми приступившие к активным операциям (Германия, Япония), заблаговременно перевооружили свою авиацию. Качественным превосходством авиации «оси», сумевшей завоевать господство в воздухе, над авиацией западных держав и СССР во многом объясняются успехи немцев и японцев на начальных этапах Второй мировой войны.
Советский ТБ-3.
ТБ – сокращение от «тяжёлый бомбардировщик». Был создан в конструкторском бюро А.Н. Туполева ещё в 1930 году. Оснащённый четырьмя поршневыми моторами, самолёт развивал максимальную скорость менее 200 км/ч. Практический потолок составлял менее 4 км. Хотя самолёт и был вооружён несколькими (от 4 до 8) 7,62-мм пулемётами, при своих тактико-технических характеристиках (ТТХ) он был лёгкой добычей истребителей и мог использоваться только при сильном истребительном прикрытии или против такого врага, который не ждал нападения. ТБ-3 при низкой скорости и высоте полёта и огромных размерах был удобной мишенью для зенитной артиллерии, в том числе и ночью, так как хорошо подсвечивался прожекторами. Фактически, он морально устарел почти сразу после его принятия на вооружение. Это показала начавшаяся уже в 1937 году японо-китайская война, где ТБ-3 воевали на китайской стороне (некоторые – с советскими экипажами).
В том же 1937 году производство ТБ-3 прекратилось, а в 1939 году он был официально снят с вооружения бомбардировочных эскадр. Тем не менее, его боевое применение продолжалось. Так, в первый день советско-финляндской войны они бомбили Хельсинки и добились там успеха, поскольку финны не ожидали нападения. К началу Великой Отечественной войны в строю оставалось ещё более 500 ТБ-3. Из-за огромных потерь советской авиации в первые недели войны, предпринимались неэффективные попытки использовать ТБ-3 как ночной бомбардировщик. В связи с вводом в строй более совершенных машин, к концу 1941 года ТБ-3 полностью переквалифицировали в военно-транспортный самолёт.
Советский СБ-2.
Или АНТ-40 (СБ – скоростной бомбардировщик). Этот двухмоторный моноплан также разрабатывался в бюро Туполева. К моменту принятия на вооружение в 1936 году был одним из лучших фронтовых бомбардировщиков в мире по своим ТТХ. Это показала начавшаяся вскоре гражданская война в Испании. СССР в октябре 1936 года поставил Испанской Республике первые 31 СБ-2, всего туда в 1936-1938 гг. поступило 70 этих машин. Боевые качества СБ-2 оказались достаточно высокими, хотя их интенсивное боевое применение привело к тому, что к моменту поражения Республики уцелело только 19 этих самолётов. Особенно ненадёжными оказались их двигатели, поэтому франкисты переоборудовали трофейные СБ-2 французскими моторами и в таком виде использовали их как учебные до 1951 года. СБ-2 также неплохо зарекомендовали себя в небе Китая до 1942 года, хотя могли использоваться только под истребительным прикрытием – без него они становились лёгкой добычей японских истребителей «Зеро». У врагов появились более совершенные истребители, и СБ-2 к началу 40-х годов морально полностью устарел.
К началу Великой Отечественной войны СБ-2 был основным самолётом советской бомбардировочной авиации – на его долю приходилось 90% машин этого класса. В первый же день войны они понесли большие потери ещё на аэродромах. Их боевое использование, как правило, заканчивалось трагически. Так, 22 июня 1941 года 18 СБ-2 предприняли попытку нанести удар по немецким переправам через Западный Буг. Сбиты все 18. 30 июня 14 СБ-2 вместе с группой других самолётов атаковали немецкие механизированные колонны при переправе через Западную Двину. Потеряно 11 СБ-2. На следующий день при попытке повторить атаку в том же районе, все девять участвовавших в ней СБ-2 были сбиты немецкими истребителями. Эти неудачи заставили тем же летом прекратить производство СБ-2, а оставшиеся такие машины использовать в качестве ночных бомбардировщиков. Эффективность их бомбометания была невысока. Тем не менее, СБ-2 продолжали числиться в боевом составе до 1943 года.
Советский И-16
Самолёт конструкции Н.Н. Поликарпова был основным истребителем советских ВВС в первый год войны. Всего было произведено около 10 тысяч штук этих машин, почти все из которых были уничтожены или потерпели аварию до конца 1942 года. И-16 обладал многими достоинствами, которые проявились во время войны в Испании. Так, у него было убирающееся шасси, он вооружался автоматическими авиационными 20-мм пушками. Но максимальная скорость 470 км/ч была уже явно недостаточна для борьбы с вражескими истребителями в 1941 году. И-16 понесли большие потери уже в небе Китая от японских истребителей в 1937-1941 гг. Самый же главный недостаток заключался в плохой управляемости. И-16 был нарочно сделан динамически неустойчивым, так как ошибочно предполагалось, что это качество затруднит огонь противника по нему. Это, в первую очередь, затрудняло его управление своими лётчиками и делало невозможным целенаправленное маневрирование в бою. Самолёт часто сваливался в штопор и разбивался. Явное боевое превосходство немецких Ме-109 и высокая аварийность заставили снять И-16 с производства в 1942 году.
Французский истребитель Morane-Saulnier МS.406
Отсталость И-16 наглядно видна при его сравнении с МS.406, который составлял основу французской истребительной авиации к началу Второй мировой войны, но уже заметно уступал тогда по своим ТТХ немецкому Ме-109. Он развивал скорость до 480 км/ч и во время принятия его на вооружение в 1935 году был первоклассным самолётом. Его превосходство над советскими машинами того же класса сказалось в Финляндии зимой 1939/40 г., где, пилотируемые финскими лётчиками, они сбили 16 советских самолётов, потеряв лишь один свой. Но в мае-июне 1940 года в небе над Бельгией и Францией в боях с немецкой авиацией соотношение потерь оказалось обратным: 3:1 больше у французов.
Итальянский истребитель Fiat CR.32
Италия, в отличие от главных держав «оси», мало сделала для модернизации своих ВВС к началу Второй мировой войны. Самым массовым истребителем оставался биплан Fiat CR.32, принятый на вооружение в 1935 года. Для войны с Эфиопией, не имевшей авиации, его боевые качества были блестящими, для гражданской войны в Испании, где CR.32 сражались за франкистов, казались удовлетворительными. В начавшихся летом 1940 года воздушных боях не только с английскими «Харрикейнами», но и с уже упомянутыми французскими МS.406, тихоходные и слабо вооружённые CR.32 были абсолютно беспомощными. Уже в январе 1941 года его пришлось снять с вооружения.
Автор, ну вы и придурок! Даже читать до конца не стал.
У любого самолета можно найти недостатки. И судить о качествах самолета по максимальной скорости нельзя. В 1941 году больше половины хваленых немецких самолетов Ме-109 составляли старые модификации с максимальной скоростью даже меньшей чем у И-16. Дело в качестве обучения личного состава. И-16 был более маневренным на горизонталях, тогда как мессеры навязывали бой на вертикалях, где у них было преимущество.
Кроме того у СССР были и другие самолеты, вполне себе на уровне немецких. А вот преимущество в воздухе было достигнуто не за счет лучших самолетов или их количества, а банально за счет лучшего обслуживания — когда наши летчики в день вылетали один раз, редко когда два, немцы умудрялись делать на порядок больше вылетов. Вот и создавалось впечатление что в небе одни немецкие самолеты. А такое количество вылетов говорит о том что логистика была на высоте — запчасти, своевременная замена двигателей, да даже банальное обеспечение бензином было на качественно другом уровне.
Немного освежил память и нашел в вики о наших И-16 такую цитату:
«Использовался ВВС РККА в боях до 1944 года включительно. Например, 9 января 1943 года Герой Советского Союза Голубев В. Ф. на И-16 тип 29 в одном бою сбил двух немецких асов на новых истребителях FW-190A.»
И не помогла фашистам максимальная скорость, которая к слову была больше на сотню км в час
автор нахватался вершков в инете и судит…и16 в войне в испании был с пулеметами 7.62мм.на халхин голе была одна экспериментальная эскадрилья с пушками.остальное можно комментировать еще долго,но зачем?чтобы неучу автору что то доказать?.тьфу
Автор походу фанат авиасимуляторов,по поводу набросов на наши самолёты отвечу просто
1- максимальная и боевая скорость ,это 2 разные скорости и большая максимальная скорость не даёт преимуществ в бою,простой пример самолёты Як-1 сопровождают штурмовики Ил-2 ,какова будет скорость у Як-1? Исходя из максимальных 400 км\ч Ил-2 (с полной боевой нагрузкой будет где то 350-370,а то и меньше) учитывая то что Яки будут идти зиг-загом думаю их боевая скорость будет чуть меньше 400 км\ч и на первый план выйдет такая характеристика Яков как время разгона,далее боевой радиус на максимальной скорости будет больше боевого радиуса на меньшей скорости,что успешно и использовали наши Ил-2 вставая в оборонительный круг,разорвать который зачастую не могли ни Ме-109 ни ФВ-190
2- у Драбкина в воспоминаниях например Голодников очень тепло отзывался об И-16 ,а полетать тому довелось и на Харрикейне и на Томагавке и на Яке,по его словам боевая скорость И-16 последних типов и Ме-109 были примерно одинаковы,а по разгону И-16 даже превосходил Ме-109,уйти от И-16 Ме-109 мог только в пикировании,кстати его слова подтверждает статистика действовавших под Ленинградом истребительных авиаполков на И-16 ,те сбивали самолётов намного больше чем теряли сами
3- бред про Сб-2 вообще ни о чем ,приказ «любой ценой» в 1941 г стоил ВВС РККА потери большей части кадрового состава бомбардировочной авиации,примерно с тем же самым столкнулись американы и англичане когда кидали в дневные налёты без прикрытия лучшие на то время бомберы Б-17 и Ланкастеры,у англичан по моему выполнивших 25 боевых вылетов бомберов называли «бессмертными».но и те погибали чуть позднее ибо в отличии от американов которые выполнивших «план» по вылетам отправляли домой,англичане продолжали летать.
4-про Халхин Гол ,Китай и «Зеро» вообще улыбнули,»Зеро» вообще то морской истребитель ,а армейским истребителем всегда была «Хаябуса»,кстати хныканье пиндосов насчёт «чудо -Зеро в 1941 г » не имело под собой никаких оснований ИБО в 1945 во время разгрома Квантунской Армии в боях с нашей стороны участвовали в качестве истребителей полки вооруженные ЛаГГ-3 и особых проблем те полки даже с более поздними японскими самолётами не имели ибо самолёт ВМС это летающий бензобак большой и тяжёлый,даже для не особо юркого ЛаГГ-3 они всего лишь мишени как в тире
Алло,гараж..! А где французский бомбер «Антуанетта», со скоростью ~ 325 ?? Скрысили ? На СБ хоть приличные пулемёты ШКАС,были .7.62 против «гочкис» 5,50…А где кстати «Аэро-Кобра» ? Ку-ку..! Сначала полусырые истребители более интенсивно поступали в ВВС Британии.Ахиллесва пята у «Кобры» была «знатная» — посадка; самолёт «калантЫрило»,особенно при достаточно сильном ветре. Лётчики UC бились на высотах под 200м. и получали серьёзные ранения… Затем,амерские истребители пошли на реализацию по ЛЭНД-ЛИЗу. США помогали в с е м. До кампании 1940 г. Финляндия закупила у США 40 самолётов «Брюстер-339». Аналогичных кстати советским И-16. Которые немцы кликали «Раттен» (Крыса) Были случаи (не фейк!) гитлеровские лётчики бились при попытках догнать,на пикирование,советский И-16…Короткий фюзеляж позволял догадливому советскому пилоту дотянув до предельно низкой высоты,резко взмыть вверх. А «мессершмит» по инерции тянуло дальше