Самые странные законы, которые немцы ввели на оккупированной части СССР

Оккупируя в ходе войны территории, фашистская Германия устанавливала на них свои порядки. Во главу угла ставилось, конечно же, благосостояние немецкой нации в ущерб всем остальным. Целью запретов и законов, которые вводились на захваченных землях, было обеспечение безопасности солдат вермахта.

Идеолог движения СС Г. Гиммлер планировал дать населению Германии земельные наделы, германизируя и активно заселяя в течение двух десятилетий земли Белоруссии, Эстонии, Латвии, Литвы, Ленинградской области и Крыма. При этом Альфреду Розенбергу, будущему верховному правителю оккупированных земель на Востоке, 2.05.1941 г. Адольфом Гитлером были даны предписания о том, что Россия должна полностью снабжать продовольствием вермахт, а советские люди могут умирать десятками миллионов от голода, освобождая места для новых переселенцев.

Запрет разрушения колхозов

Примерно 2/3 советских людей оказались на территориях, занятых фашистами. Учитывая, что Россия всегда была аграрной страной, крестьяне, трудящиеся в колхозах, составляли большую долю населения. Гитлеровцы, тотально уничтожавшие все, что ассоциировалось с коммунистическими взглядами, сочли колхозы и совхозы удачной формой контроля за пополнением запасов продовольствия с возможностью изымать произведенное. Советская же власть активно призывала уничтожать запасы зерна, разбирать по домам колхозный скот, инвентарь, продовольствие, уничтожая то, что невозможно было растащить по мелочам.

Директивы немецкого Восточного штаба, напротив, требовали не разрушать сложившийся сельскохозяйственный уклад, чтобы не захлебнуться в миллионах разрозненных хозяйств. Попытки ликвидации крупных предприятий категорически не допускались. На их базе планировалось впоследствии выстраивать немецкую колонизационную политику.

Немцам пришлось поддерживать разваливающиеся колхозы, возвращаясь к советской идеологии с плановым ведением сельхозработ, пропаганде коллективного ведения хозяйства, порицания разгильдяйства.

В научном труде «Лесные солдаты. Партизанская война на Северо-Западе СССР», военного историка В.Спириденкова, приводится приказ оккупационной власти, опубликованный в июне 1941 г. и регламентирующий порядок работ, их качество, напоминая о строжайшем запрете расхищать колхозное имущество.

Запрет прогула школ учениками

Открытие четырехклассных школ и требование поголовного обучения в них детей было вовсе не проявлением альтруизма. Фашисты боялись «неправильного воспитания», предпочитая вкладывать в головы детей политически ангажированное видение истории, перечеркивая все достижения советских педагогов.

Согласно исследованию «Быт оккупации. Правда и мифы», публициста Б. Соколова, опирающегося на архивные материалы, есть свидетельства, что отсутствие ребенка в школе влекло наложение на родителей штрафа до 100 рублей. Дети должны были чтить фюрера, уметь читать, писать и расти послушными новому режиму.

Запрет на перемещение советских граждан

Фашисты всячески ограничивали перемещения граждан внутри оккупированных территорий. Причем, запрет касался как банальных посещений соседней деревни, так и любых более длительных поездок. Покинуть место проживания можно было только с разрешения местной администрации.

В Anweisung an die Burgermeister («Наставлении бургомистрам») прямо указывалось, что любая поездка на общественном транспорте должна осуществляться только в интересах немецкой армии. Таким образом, жителям оккупированных территорий запрещалось перемещаться железнодорожным транспортом, находиться поблизости от железнодорожных путей, запрыгивать в движущийся состав, проникать в поезд в момент стоянки.

Получение соответствующего разрешения на поездку для бывших советских людей оказалось сопряжено с длительными бюрократическими процедурами. Зато никакие «восточные рабы» и гипотетические партизаны точно не смогли бы, по мнению германского командования, ездить рядом с «господами арийцами», причиняя им неудобство.

Запрет на ношение бороды

Сельские администрации в ряде областей ввели дичайший запрет – ношение бороды, традиционно широко принятое среди русских, облагалось налогом, а отказ сбривать ее карался штрафом в 10 рублей.

Запрет использования колодцев, из которых берут воду для немецких солдат

Фашисты боялись массовых отравлений, поэтому пользование «немецкими колодцами» каралось смертной казнью через повешение.

Запрет на радио- и фотоаппараты

Рейхсминистр пропаганды Йозеф Геббельс справедливо полагал, что радио – один из мощнейших инструментов воздействия на аудиторию. В книге историка Б.Ковалёва «Повседневная жизнь населения России в период нацистской оккупации» приводятся свидетельства о том, что по радио транслировалась только пронацистская пропаганда, густо замешанная на классической музыке и красивых речах, обличающих «зверства большевиков».

В немецких инструкциях для старост, выпущенных в 1941-1942 годах, содержится запрет на пользование радио- и фотоаппаратурой и разведение почтовых голубей. Предполагалось, что люди будут слушать «правильную пропаганду» через радиоточки.

Вводились различные локальные запреты по областям на пользование телеграфом, электричеством, аптеками, почтой, парикмахерскими, магазинами.

Фашисты старались максимально оградить себя от советских людей, обклеивая все вокруг объявлениями «Только для немцев».