Результаты данного эксперимента, который впоследствии получил название "чудовищный", были долгое время скрыты. Это было связано с опасениями о возможном ущербе для репутации Уэнделла Джонсона. Вместе со своей ассистенткой, психологом Мэри Тюдор, он намеренно причинял детям психологические травмы, последствия которых оставались с ними на протяжении многих лет.
Идея эксперимента
Уэнделл Джонсон, американский психолог, всегда проявлял интерес к проблеме заикания, так как сам страдал от этого недуга с детства. Вначале он изучал английский язык в Университете Айовы, но затем переключился на психологию. После получения диплома, он решил провести исследование, чтобы выявить глубинные механизмы заикания и доказать, что этот недуг может возникнуть у абсолютно здорового ребенка. В 1938 году он привлек в качестве ассистентки аспирантку Мэри Тюдор.
Мэри Тюдор, которая, по-видимому, не испугалась идеи своего начальника, и сам Уэнделл Джонсон выбрали для своего эксперимента детей-сирот из приюта. Это было удобно, так как сироты были легко доступны. Кроме того, судьба этих детей никого особенно не волновала, поэтому ученые могли с ними делать все, что им хотелось. При этом организаторы исследования не интересовался масштабом вреда, который они намеревались причинить испытуемым.
Суть и ход исследования
Среди сирот Уэнделл Джонсон и Мэри Тюдор отобрали 22 ребенка. Детей разделили на 4 группы: IA, IB, IIA и IIB. Группа IA состояла из 5 детей, которые действительно заикались, но им сказали, что они говорят нормально. Группа IB тоже включала 5 детей, которые также были отмечены как «заикающиеся», однако, в отличие от группы IA, с этими детьми обращались как с заиками. В группу IIA входили 6 сирот, у которых не было проблем с речью, но их убеждали в обратном. Наконец, была группа IIB, состоявшая из 6 детей, не страдавших заиканием и не подвергавшихся никакому влиянию.
В период исследования, которое длилось с января по май 1939 года, в соответствии с тем, в какую группу входил тот или иной ребенок, экспериментаторы хвалили или, напротив, высмеивали и унижали его, называя глупым и ничтожным заикой. В основном все это проделывала Мэри Тюдор, бывавшая в приюте регулярно. Она вела 45-минутные беседы с каждым испытуемым. В результате этих бесед многие здоровые дети начали заикаться или вообще перестали разговаривать. Так, например, произошло с Марией Корласке, переставшей общаться с подругой, боясь проявлений своего несуществующего заикания.
Результаты Мonster study
Через некоторое время Мэри Тюдор поняла, какие травмы она и Уэнделл Джонсон нанесли детям. В 1940 году Тюдор писала Джонсону: «Я верю, что постепенно они выздоровеют, но мы, безусловно, плохо повлияли на их жизнь». К слову, упомянутая выше Мария Корласке даже сбежала из приюта. Тюдор потом приезжала к детям, предлагала помощь в исправлении нарушений, полученных ими в ходе эксперимента. Но многие испытуемые даже не поверили в то, что приобрели недуги именно благодаря эксперименту, который теперь называют чудовищным (Мonster study).
Понятно, что итоги исследования нигде не публиковались. Уэнделл Джонсон и его ассистентка боялись за свою репутацию. Подробности случившегося в приюте в 1939 году стали известны лишь в 2001 году. Как утверждает Анастасия Шавырина, автор книги «Ужасные психологические эксперименты», широкую общественность поставили в известность серии статей на эту тему и вышедшая в свет книга «Этика: как избежать ответственности». А в 2007 году 6 пострадавших бывших воспитанников приюта получили от штата Айова компенсацию в размере 925 тысяч долларов.