04/11/25

Самый красивый русский: скольких европейских актрис покорил Вадим Роже

В историю мирового кинематографа Роже Вадим (настоящее имя — Вадим Ипполитович Племянников) вошел не только как новатор французского кино, но и буквально как уникальный «культурный феномен». Сын русской аристократки-эмигрантки и французской актрисы, он сумел гармонично соединить в образе европейский шик и загадочную «русскую душу», став одним из самых влиятельных режиссеров и законодателем вкуса своей эпохи.

Культурный код

Родившийся в 1928 году в Париже, Вадим получил блестящее образование в престижных лицеях. Однако свое мироощущение он определял так: «В том, что касается воспитания и культуры, я, конечно, француз. Но в отношении к жизни я, в отличие от французов-прагматиков, скорее, русский». Именно эта «русскость» — романтизм, склонность к риску и эмоциональная глубина — стала его главным оружием по жизни.

Творческий симбиоз

Вадим вошел в историю как «создатель звезд». Его уникальный метод заключался не в простом руководстве, а в тонком симбиозе, где он выступал «гранильщиком бриллианта». Его брак с Брижит Бардо в 1952 году стал сенсацией. Именно Вадим открыл миру новый секс-символ, сняв актрису в своем дебютном фильме «И Бог создал женщину» (1956).

Эта лента не только произвела революцию в восприятии женственности на экране, но и сделала Бардо иконой стиля. Хотя их брак распался через четыре года, они сохранили дружеские отношения. Бардо называла его «братом по крови», а Вадим отмечал, что его роль заключалась в том, чтобы помочь ей «избежать склероза запрограммированных норм поведения».

В семнадцатилетней Катрин Дорлеак (будущей Денев) Вадим разглядел «законченную красоту». Их союз, хотя и не оформленный официально, подарил миру не только звезду высочайшего класса, но и сына Кристиана. По словам самой Катрин, Вадим покорял ее не только романтикой, но и серьезностью намерений, которые, правда, так и остались на словах.

Восьмилетний брак с американской актрисой Джейн Фондой стал для обоих периодом профессионального взлета. Вадим стал для своей новой жены творческим наставником, чьи советы помогли ей обрести уверенность в себе и превратиться в звезду мирового уровня. «Я был лишь гранильщиком бриллианта», — скромно отмечал режиссер.

Среди других муз Роже были датская модель Аннетт Стройберг, родившая ему дочь, а также Катрин Шнайдер и Мари-Кристин Барро.

Визит на историческую родину

В середине 1960-х годов Вадим и Джейн Фонда по приглашению советских кинематографистов посетили СССР. Эта поездка стала для режиссера погружением в культуру предков. В своих воспоминаниях он отмечал контрасты советской жизни: с одной стороны — поразившее его гостеприимство и глубокая образованность студентов, знавших западную культуру лучше многих европейцев, с другой — пустые прилавки и всепроникающая бюрократия.

«Спустя какое-то время я начал понимать русскую речь. Еще пару месяцев в России — и я заговорил бы на языке моих предков», — писал он, ощущая глубинную связь с страной, которую видел впервые.

Искусство отношений

Уникальность Роже заключалась не только в его способности открывать таланты, но и в умении выстраивать отношения. Все его бывшие жены сохранили к нему уважение и дружеские чувства, что ярко проявилось на его похоронах в 2000 году, где все они присутствовали вместе.

Сам режиссер так объяснял этот феномен: «Все мои четверо детей, а также дети моих жен не от меня... все они считают себя братьями и сестрами. Думаю, это произошло благодаря двум вещам. Я никогда не создавал драм в моменты расставания с женщинами. И я всегда занимался с детьми».