Самый опасный «шурави»: какого советского военного больше всего боялись «душманы»

Ветеран Афганской войны Борис Керимбаев считался легендарной личностью в кругах воинов-интернационалистов. Полковник, возглавлявший «мусульманский» отряд спецназа, прославился как «чёрный майор» или, по-тюркски, «кара-майор». Чем же уроженец Казахстана заслужил такое прозвище?

Имя врага

По одной из версий, Борис Керимбаев стал «чёрным майором» благодаря своей примечательной внешности – будучи смуглым от природы, под афганским солнцем он сильно загорел, отчего его кожа стала совсем тёмной.
Однако воины-«афганцы», близко знавшие полковника, рассказывали, что прозвище он получил благодаря одному из первых эпизодов своего пребывания в Афганистане. В 1981 году Борис Керимбаев вместе с бойцами возглавляемого им 177-го «капчагайского» батальона специального назначения был направлен в провинцию Фарьяб на границе с Туркменской ССР. Изначально «Второй мусульманский батальон» создавался для возможной войны в китайском Синьцзяне, поэтому в его составе было много этнических казахов, киргизов, туркменов и узбеков. В окрестностях города Меймене советские солдаты столкнулись с серьёзным сопротивлением. Предводителя отряда моджахедов, орудовавшего в этих местах, называли Мовлади-Кара – под его контролем находилось несколько тысяч человек.
После того, как однажды в ходе 11-часового столкновения афганцы были наголову разгромлены, по аналогии с именем противника бойцы 177-й ооСпН «присвоили» своему командиру прозвище «кара-майор». Первым, кто употребил это выражение, был, согласно воспоминаниям очевидцев, киргизский боец по кличке Ундук, плохо владевший русским языком. Во время отдыха после боя в разговоре с сослуживцами Ундук употребил такую фразу:
«Вот все кричат «Мовлади-Кара». Плевал я на этого Мовлади-Кара. У меня свой «кара-майор» есть!»
Прозвище, данное Керимбаеву, прижилось благодаря его смысловой ёмкости и некоторому созвучию с фамилией майора. Оно также соответствовало традициям тюркских народов, многие экзоэтнонимы и антропонимы которых имеют приставку «кара». В истории известны каракалпаки, Кара-султан (узбекский хан Кистин), а также целая среднеазиатская династия Кара-ханов (т.е. ханов, принявших ислам).
Сам Борис Керимбаев излагал историю появления своего прозвища несколько иначе:
«В северной провинции Фарьяб главарём банды был генерал Мовлади-Кара. И отсюда солдатская молва наша пошла, что против Мовлади-Кара воюет наш «кара майор», - рассказывал Керимбаев.
Слава «кара-майора» распространилась среди местного населения и даже душманов, изумлённых тем, как быстро советский казах навёл порядок в провинции.

«Кара-майор» против «панджшерского льва»

Широкую известность «кара-майор» приобрёл несколько позже операций в Фарьябе. В 1982-83 годах 177-й ооСпН успешно противостоял силам влиятельнейшего полевого командира Ахмад Шаха Масуда. Отряд Керимбаева в течение 8 месяцев стоял под Панджшерским ущельем, постоянно вступая в бои с масудовцами. Разозлившись, «панджшерский лев» пообещал тому, кто убьёт «чёрного майора», баснословную награду – 1 миллион долларов. Однако вместе с тем Масуд согласился на переговоры и даже лично встретился с Керимбаевым. Заслугой майора стало заключение временного перемирия между советской 40-й армией и отрядами Ахмад Шаха Масуда. Это был исключительный случай в истории Афганской войны – никто из полевых командиров никогда больше не шёл на мир с «шурави». В течение года, пока продолжалось перемирие, ситуация в северном Афганистане оставалась относительно спокойной.
В конце 1983 года Борис Керимбаев покинул Афганистан, чтобы вернуться в 1985 году уже в качестве командира полка. Звезду Героя Советского Союза он так и не получил, хотя многие были уверены, что если кому её и нужно дать, так это знаменитому «кара-майору» Из армии, уже казахстанской, Керимбаев уволился в 1992 году. В последние годы полковник жил в Алма-Ате, ведя жизнь обычного пенсионера. 12 февраля 2019 года «чёрный майор» скончался, не дожив трёх дней до 30-летнего юбилея вывода советских войск из Афганистана.