В начале XVII века французский наемник русской армии Жак Маржерет отмечал, что в России телятина не употребляется из-за религиозных догм московитов. Однако истоки этого запрета уже трудно проследить. Возможно, "телячье табу" связано с фразой из Ветхого Завета: "Не вари козленка в молоке матери его". Эта фраза встречается в Библии трижды, но ее смысл до сих пор вызывает разные трактовки.
Еврейский философ Маймонид писал в одном из своих трактатов, что у древних язычников был обряд варки козленка в молоке его матери-козы, а затем этим кипяченым молоком поливали сады и поля, чтобы увеличить урожай. В этом языческом обряде тело козленка пропитывалось материнским молоком. Возможно, православная церковь изначально запрещала употребление телятины именно из-за того, что молодняк питается молоком коровы, то есть его тело уже пропитано коровьим молоком.
Однако в архаическом сознании этот запрет мог получить и другие интерпретации, связанные с народной экономией. Слишком неразумно убивать теленка, который через несколько лет станет полноценной коровой – источником питания для семьи. В "Восточнославянской этнографии" Д. Зеленин писал, что славяне не особо употребляют телятину, вероятно, по хозяйственным соображениям. Речь идет не только о потере будущей "полнорослой скотины". Если корова потеряет теленка, она перестает давать молоко, а на молоке можно выжить даже в самый неблагоприятный год. Кроме того, на Руси корова всегда ассоциировалась с богатством и достатком, поэтому убить ее, даже в молодом возрасте, считалось моральным преступлением, символом голода и смерти. Итальянский автор историко-географического сочинения "Описание Московии" Александр Гваньини писал о многовековой традиции московитов не употреблять телятину, считая это огромным грехом. Другой иностранный автор времен опричнины, Альберт Шлихтинг, писал, что "все московиты сторонятся телятины". Тех, кто ее употребляет, народ осуждает и стыдит. Однако это не стыд или прелюбодеяние останавливало русских. Они знали, что тот, кто убьет теленка и осмелится его съесть, поплатится жизнью.
Существуют документально подтвержденные случаи казни за употребление телятины. Например, Петр Петрей рассказывал о строительстве Орла, когда некоторые рабочие, чтобы спастись от голода, убили самого "жирного" из артели и съели его. Другие, не в состоянии есть человечину, закололи и съели теленка. Узнав об этом, Иван Грозный приказал сжечь теляедов на костре, а их пепел развеять по реке. Каннибалы же были прощены и отпущены без наказания.