14/02/20

Сайпанский крысолов: как морпех США пленил 800 японских солдат

С 15 июня по 9 июля 1944 года в ходе Второй Мировой войны состоялась битва за Сайпан. Американцы и японцы бились за этот относительно небольшой остров в группе Марианских островов с особым ожесточением. Сайпан был важным форпостом на дальних подступах к Японии и ее колониям. Захватив его, США получали возможность наносить бомбовые удары по городам Страны восходящего солнца.

Ход битвы за Сайпан

На острове размещалось без малого 30 тыс. самураев. Сражались они отчаянно, так как понимали — сразу же после захвата острова американцами здесь будет создана база тяжелых бомбардировщиков B-29, способных преодолеть 1300 миль до Японских островов и создать немало проблем.

В 1944 году американцы обладали гораздо большими ресурсами, чем в начале войны, и имели превосходство над японцами и в живой силе, и в технике. 71 тыс. солдат и морпехов армии США буквально уничтожили японскую оборону. Погибло 24 тыс. самураев. При этом сами американцы потеряли лишь немногим больше 3000 человек.

В последние дни сражения японцы, понимая всю безвыходность ситуации, стали массово сводить счеты с жизнью. Известно примерно о 5000 солдат, совершивших ритуальное самоубийство. Часть же предпочла пусть позорную (по японским понятиям), но жизнь. Вот тут на сцене и появился наш герой.

«Гопник» из Лос-Анджелеса

Гай Габалдон родился в 1926 году в неблагополучной мексикано-американской многодетной семье. Назвать его детство счастливым можно едва ли — он с ранних лет промышлял воровством на улицах, а став подростком, вступил в банду, разбойничавшую в Лос-Анджелесе. Из дома Гай ушел в 12 лет, но его вольная жизнь на улице была недолгой. После нескольких приводов в полицию он был передан на поруки в небогатую, но честную японскую семью Накано.

Вместе с родными детьми приемных родителей Гай ходил в школу и воспитывался в атмосфере японской культуры. За несколько лет до начала войны он успел хорошо выучить японский язык и обычаи. После нападения на Перл-Харбор приемные родители Габалдона были отправлены в концентрационный лагерь, а сам он, немного поработав на консервном заводе и став совершеннолетним, был призван в ряды ВМС США. В составе роты 2-го полка 2-й дивизии морской пехоты он и попал на Сайпан.

Когда военные США выбили японцев из основных укреплений, те ушли в джунгли и развернули настоящую партизанскую войну. Микадо издал приказ, в котором призывал каждого самурая убить как минимум семь американцев или покончить с собой. Легкой победы военным США ждать не приходилось.

В ночь своего дежурства Гай Габалдон на свой страх и риск покинул пост и отправился в джунгли. Используя знание японского языка, культуры и традиций он уговорил двух вражеских солдат сдаться. Несмотря на выговор со стороны командования за оставление поста, на следующую ночь Гай повторил свой поход и привел уже 50 военнопленных. Дальше ему разрешили действовать на свой страх и риск.

В одну из ночей, пробираясь по джунглям, Гай Габалдон услышал о готовящейся самоубийственной атаке японцев, вступил с ними в диалог и сумел уговорить сдаться более 800 человек. Когда он привел колонну пленных самураев в лагерь, товарищи сразу же дали ему кличку «Сайпанский крысолов» по аналогии со сказочным дудочником из Гаммельна.

Всего за время Сайпанской операции Гай Габалдон доставил на базу более полутора тысяч японцев и спас огромное количество американских солдат, которым не пришлось сражаться с отчаявшимися и готовыми на смерть самураями.