16/07/23
ФОТО: Осада Москвы Тохтамышем в 1382 году. Миниатюра Лицевого летописного свода. XVI век

Сбежал бросив семью: как повел себя Дмитрий Донской, когда Тохтамыш пришел к Москве

26 августа 1382 года Москва была разорена и сожжена золотоордынскими войсками хана Тохтамыша. Прошло всего два года после разгрома русскими татар на Куликовом поле – и вот вновь Русь подпала под татарское иго почти на целое столетие. О том, как это произошло, имеется несколько версий.

Традиционная версия

По традиционной летописной версии, развитой в работах Николая Карамзина и многих последующих историков, дело обстояло довольно просто, хотя и несколько неправдоподобно.

Дмитрий Донской после победы на Куликовом поле считал дело освобождения Руси выигранным и не ожидал вновь скорого нападения татар. Вдобавок Московское княжество понесло жестокие потери в Куликовской битве, у него просто не было наготове войска. Вторжение Тохтамыша было внезапным, и князь не успел принять мер для его отражения. Он спешно уехал из столицы на север княжества для сбора войск. Но пока он ездил, татары успели взять город, истребить его жителей и предать его огню.

Взяли татары Москву с помощью предательства. Находившиеся с ними нижегородские князья Василий (по прозвищу Кирдяпа) и Симеон Дмитриевичи целовали москвичам крест на том, что татары никого не тронут, если их только пустят в город. Клятва оказалась ложной.

Традиционная версия страдает нелогичностями и недомолвками. Прежде всего, непонятно, как князь мог бросить в столице свою жену с детьми. Летопись говорит, что Дмитрий Донской поручил защиту города митрополиту Киприану, но это невероятно. Ведь митрополит был человек духовный, абсолютно невоенный. Вдобавок он перед этим долго враждовал с Дмитрием, хотевшим видеть своего человека на митрополичьем престоле. Оставлять Москву на попечение такому человеку было бы безрассудно.

Те же летописи говорят, что двоюродный брат великого князя Владимир Андреевич, удельный князь серпуховской, сыгравший огромную роль в победе на Куликовом поле, никуда не бегал. Более того, он со своим войском сумел разгромить в поле один из отрядов хана Тохтамыша, после чего татары и ушли из Московского княжества. Возникает резонный вопрос: почему Дмитрий Донской не назначил его ответственным за оборону столицы или хотя бы не поехал к нему, чтобы соединить с ним свои силы?

Идея же о том, что москвичи просто поверили клятве нижегородских князей в том, что татары пришли не разорять город, а удовлетвориться одними знаками покорности, выглядит в таком своём виде просто нелепой.

Народное восстание в Москве

Возможно, разгадка одной из самых загадочных трагедий в русской истории кроется в том, о чём летописи упоминают глухо, как бы вскользь. Летописи говорят о некоей «народной замятне» в Москве при приближении татар и бегстве из неё Донского. Великая княгиня и митрополит хотели бежать следом за князем, но народ не пускал их, держал как бы под домашним арестом, оскорблял, наконец выпустил.

Такое поведение москвичей заставляет думать, что некоторые причины и следствия в летописях перепутаны местами. Действительно, при спокойном состоянии народа князь обязательно вывез бы своё семейство в безопасное место (или в то, которое казалось ему таковым). Выехал бы и митрополит, который, кстати, вёл такую политику, что не связывал своего местопребывания с чьей-либо княжеской резиденцией: он хотел быть поистине митрополитом всея Руси, а не одной лишь Москвы.

Отсюда возникает предположение: «народная замятня» возникла раньше бегства Дмитрия Донского. И князь бежал не столько от татар, сколько от возмущённого народа. Бежал настолько поспешно, что даже был вынужден бросить в Москве собственную семью. Это выглядит достаточно ясным.

Сам факт народного восстания в Москве в 1382 году сомнению не подлежит. Это показывается и тем, что, по признанию летописей, дело обороны города взяло в свои руки народное вече. Напомним, что в Москве, в отличие от Новгорода, вече не было регулярным органом власти. То есть, московское вече 1382 года — это, по сути, мятежный митинг.

Становится понятнее, как именно Тохтамыш сумел провести москвичей. По словам летописи, нижегородские князья сказали им, что татары пришли покарать не москвичей, а их князя: «Царь вам, своим людям, хочет оказать милость, потому что неповинны вы и не заслуживаете смерти, ибо не на вас он войной пришёл, но на Дмитрия враждуя ополчился».

Итак, татары искусно развели Дмитрия Донского и москвичей по разные стороны. Следовательно, они знали о нелюбви москвичей к их князю и решили сыграть на этом. Оказалось – удачно.

Причины недовольства народа князем

Насчёт того, отчего в Москве возникла эта «замятня», предположения выглядят более шаткими. Можно сперва подумать, что она возникла из-за злости на князя за неподготовленность войска и обороны города – за то, что не оберёгся князь от татар, а может быть, даже за его попытку играть в независимость от Орды после Куликовской битвы.

Но вспомним, что восстание москвичей вспыхнуло ещё до бегства Дмитрия. Само это бегство было вызвано народным мятежом. Значит, в основе недовольства москвичей властью лежали не сиюминутные причины, связанные непосредственно с новым татарским нашествием.

Если мы посмотрим на политику Дмитрия Донского, увидим, что многие его действия могли вызвать недовольство разных слоёв населения. Ещё в 1374 году, после смерти боярина Василия Вельяминова, носившего сан московского тысяцкого, князь Дмитрий Иванович упразднил этот сан, связанный с командованием московским ополчением. Не получивший этой должности его сын Иван Васильевич Вельяминов устроил какой-то заговор против князя, за что в 1378 году поплатился жизнью. Тысяцкий в древнерусских городах был изначально выборным чином. Возможно, что за ликвидацией сана тысяцкого крылась ликвидация Дмитрием Ивановичем московского городского самоуправления вообще, что не могло понравиться многим москвичам. Так, во всяком случае, считал историк Игорь Фроянов.

Годы правления Дмитрия характеризовались ещё церковной смутой, ибо после смерти митрополита Алексия в 1378 году князь хотел поставить на митрополичий престол свою марионетку и не желал признавать в этом сане присланного из Константинополя митрополита Киприана. Церковное общество Москвы разделилось: одни признавали законность Киприана, другие нет. Окончательно Киприан сумел распространить свою власть на Москву только после смерти Дмитрия Донского – в 1390 году.

Так что мотивы недовольства москвичей могли быть самыми разнообразными. Наконец, они могли считать князя непосредственным виновником нашествия татар, так как Дмитрий отказался выплачивать хану дань. Не следует преувеличивать степень враждебности москвичей конца XIV века к ордынцам, их готовности сражаться за свою независимость. Как показывает история со сдачей города Тохтамышу после трёхдневной успешной обороны, москвичи не очень-то хотели воевать. Им больше всего хотелось помириться с ханом на прежних условиях выплаты дани. Возможно, они хорошо знали, что Дмитрий в 1380 году воевал не с Золотой Ордой как таковой, а с мятежным беклярбеком Мамаем. Тохтамыш же в их глазах был законным царём.